Обзор практик повышения производительности и устойчивости сельского хозяйства ОЭСР: уроки для России
ОЭСР представила очередной обзор «Инновации, производительность и устойчивость в продовольствии и сельском хозяйстве», в рамках которого обозначены уроки в области сельскохозяйственной политики, которые могут быть извлечены из опыта стран Организации и некоторых членов «Группы двадцати».
С 2015 года ОЭСР опубликовала двенадцать обзоров ОЭСР по инновациям, продуктивности и устойчивости продовольствия и сельского хозяйства, которые были разработаны по просьбе и в сотрудничестве с национальными властями. Эти обзоры анализируют степень, в которой политическая среда улучшает инновации, производительность и устойчивость в сельском хозяйстве, используя аналитическую базу, разработанную для этого в ходе работы ОЭСР в Комитете по сельскому хозяйству и G20.
В данном материале представлены основные итоги страновых обзоров и связанной с ними работы по воздействию политики в области продуктивности и устойчивости сельского хозяйства, сравниваются проблемы и политическая среда для производства продовольствия и ведения сельского хозяйства в рассматриваемых странах. Эксперты ОЭСР также выделили некоторые уроки в области сельскохозяйственной политики, основываясь на обзорах способов улучшения долгосрочной производительности и устойчивости продовольственной и сельскохозяйственной системы стран Организации и G20 (Бразилия, Китай). Каждый из них более подробно раскрывается в работе, проиллюстрирован примерами передового опыта, что должно быть актуально для широкого круга стран.
· Обеспечение согласованности и прозрачности политики имеет решающее значение для повышения эффективности политики, доверия и эффективности в агропродовольственном секторе.
· Политические стратегии должны охватывать всю цепочку поставок продуктов питания, поскольку производительность и устойчивость необходимо повысить по всей цепочке, участники должны работать все вместе.
· Хорошо функционирующие рынки, надежное регулирование и политическая среда, являются ключом к использованию повышающихся рыночных возможностей.
· Чтобы улучшить политическую среду необходимо свести на нет политические меры, которые поддерживают фермеров в неконкурентоспособной и низкодоходной деятельности, вредят окружающей среде, душат инновации, медленные структурные изменения и ослабление устойчивости. Сельскохозяйственная политика должна быть сосредоточена на мерах по улучшению производительности и устойчивости сектора в долгосрочной перспективе.
· Необходимо улучшить управление национальными системами инноваций в сельском хозяйстве;
· Например, разработать долгосрочную стратегию, проводить консультации с заинтересованными сторонами заранее и часто, улучшить координацию исследований, внедрить комплексные системы оценки.
· Важно укреплять связи в системе сельскохозяйственных инноваций, между исследованиями и разработками (НИОКР) и технической помощью, а также с НИОКР в других секторах, например, путем обеспечения сотрудничества в рамках сетей.
· Государственное финансирование сельскохозяйственных исследований и разработок имеет решающее значение. Оно должно обеспечить стабильные средства для инфраструктуры знаний, развить исследования с общественно-полезными аспектами, и дополнить частные исследования.
· Правительства должны помочь укрепить частное финансирование НИОКР и развивать частно-государственное партнерство для усиления воздействия государственного финансирования, например, путем защиты прав интеллектуальной собственности и адресной поддержки инноваций в областях, где есть недостаточные инвестиции.
· Правительства должны также содействовать международному сотрудничеству в области НИОКР и инноваций, например, путем поощрения обмена сотрудниками и студентами, поддержки участия в международных проектах и сетях.
· Правительства должны укрепить системы консультирования и распространения информации о фермах, путем включения разнообразных конкурентоспособных государственных и частных провайдеров для устранения ограничений на внедрение технологий, в разных сферах: от управления фермой и природопользования, до борьбы с изменением климата.
· Для поддержки принятия правительственных решений и повышения эффективности политики необходима качественная информация и анализ. Это также может способствовать улучшению коммуникация для содействия реализации реформ и инноваций.
Тема повышения продуктивности и устойчивости сельского хозяйства для России особо актуальна. В период с 4 по 13 октября проходит Неделя агропромышленного комплекса, в рамках которой пройдет I Международный агропромышленный форум (МАПФ-2019, 9-10 октября) и международный фестиваль «Золотая осень». Ключевой темой форума стало развитие производства органической и экологически чистой продукции. Основные темы форума – новые тенденции в технологиях производства, обработки и приготовления пищи, внедрение цифровых сервисов в отечественном АПК, защита и продвижение региональных брендов в России и за рубежом, развитие экспортного потенциала российского АПК, а также взаимодействие государства и фермеров.
Выступая на форуме Премьер-министр РФ Д.А. Медведев отметил: «Нам нужно и дальше повышать качество сельхозпродукции и продовольствия с учётом новых требований агроэкологии и, конечно, требований самих людей». Председатель Правительства также указал основные направления политики: во-первых, внедрение принципов рационального природопользования; во-вторых, введение современного нормативного регулирования для органической продукции (новое законодательство вступает в силу с 1 января следующего года); и наконец, в-третьих, цифровизация сельского хозяйства («создать современную высокотехнологичную среду для всех, кто связан с агропромышленным комплексом, и дать возможность сельхозпроизводителям получать информацию в электронном виде»).
В материале ОЭСР также представлен обзор сельскохозяйственной политики в странах БРИКС (Бразилия, Китая), что также представляет для России отдельный интерес, учитывая тот факт, что сельское хозяйство является одной из сфер сотрудничества стран организации.