Публикации
Сегодня мир наблюдает и участвует в развитии передовых цифровых технологий, их внедрение в различные сферы экономики и общества, что сопровождается созданием нормативноправового поля регулирования цифровой экономики на международном и национальном уровнях. Государства «евразийской пятерки» имеют большой потенциал для перехода к цифровой экономике, С этой целью была разработана Цифровая повестка ЕАЭС до 2025 года. В статье подчёркивается особая актуальность изучения международного опыта регулирования цифровой экономики в контексте промышленной революции 4.0 и анализа возможностей его использования для решения приоритетных задач евразийской интеграции. Важным является также анализ приоритетов российской политики в области цифровизации, лучших российских разработок и инструментов, которые могут быть тиражируемы в странах ЕАЭС.
Экспертный доклад приурочен к разработке стратегии дальнейше-го развития ЕАЭС, направленной на углубление интеграционных про-цессов и поиск различных форматов международного сотрудничества Союза в новом глобальном геополитическом иэкономическом кон-тексте. Оценивается влияние на евразийскую интеграцию таких фак-торов, как рост нового регионализма и глобального протекционизма, санкций и торговых войн. Исследуются новые форматы сопряжения и аутрич-сотрудничества в ЕАЭС, взаимодействие с интеграционными процессами в других регионах, сотрудничество смеждународными ин-ститутами и международным бизнесом, перспективы трансграничной кооперации в Большой Евразии.
Ежегодный доклад Интеграционного клуба при Председателе Совета Федерации за 2019 год (далее – Доклад) посвящен теме «Будущее Евразийского экономического союза: цифровая трансформация и молодежь». За пять лет, прошедших с момента подписания Договора о создании Евразийского экономического союза, государства-члены укрепили свой экономический потенциал, а ЕАЭС превратился в эффективное и привлекательное региональное интеграционное объединение. Об этом говорит, в частности, растущий интерес к сотрудничеству с ЕАЭС со стороны третьих стран. Для сохранения положительной динамики необходимо уже сегодня определить ключевые направления будущего развития евразийской интеграции. Для этого первостепенное внимание должно уделяться работе в сфере цифровизации экономики Союза и реализации в государствах – членах ЕАЭС современной молодежной политики, отвечающей вызовам времени. В этих условиях задачей политиков, ученых, экспертов становится поиск решений для обеспечения взаимосвязи этих двух масштабных процессов. В Докладе представлены мнения и оценки членов правления Интеграционного клуба по обозначенной проблематике, материалы мероприятий, проходивших под эгидой Клуба, а также авторские материалы, предоставленные ведущими университетами, научными институтами и профильными органами государственной власти. Доклад будет полезен всем, кто интересуется процессами евразийской интеграции и перспективами их развития в условиях современного мира.
В современных интеграционных системах процессы взаимодействия не ограничиваются торгово-экономическими отношениями на основе развития глубоких взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами. В них можно выделить как минимум три основные составляющие – экономику, политику и идеологию. При этом чувство общности, в том числе на основе идейно-политических компонентов, возникает у типологически различных и географически отдалённых стран, например, внутри неформального «объединения непохожих» государств БРИКС. Один из актуальных исследовательских вопросов, на который пытается ответить автор статьи, состоит в том, в какой мере становление и развитие транснациональных интеграционных пространств проходит под влиянием идеологических факторов. Фокус авторского анализа также направлен на социальное восприятие интеграционных процессов, что в более широкой исследовательской перспективе связывается с политической устойчивостью режимов и транзитными перспективами квазидемократических систем.
Прошедший год запомнится многими событиями, важнейшее из которых – перестройка геополитической конфигурации Восточного Средиземноморья. Стратегическое равновесие в регионе вновь под угрозой. Турецкие действия в территориальных водах Кипра, активизация США, изменения в соседних странах, новые альянсы и расколы, оригинальные подходы к решению «проблемы разделенности» острова.
В работе проведено комплексное исследование различных аспектов финансовой интеграции Евразийского экономического союза (ЕАЭС) на современном этапе развития. С точки зрения интересов России и с учетом её председательства в ЕАЭС в 2018 г. анализируются как возможности и перспективы, так риски и ограничения. Авторы приходят к выводу о необходимости дальнейшего углубление финансовой интеграции, которая способна дать мощный системный эффект и достичь нескольких взаимосвязанных целей, в том числе, придать новый импульс евразийской интеграции и преодолеть относительную стагнацию вследствие исчерпания естественных интеграционных эффектов «стартового этапа» ЕАЭС. При этом авторы исходят из положения о совпадающих интересах (в абсолютном большинстве случаев) всех стран Союза в финансовом интеграционном сегменте. Подчеркивается, что успех евразийского проекта может обеспечить многосторонний подход с акцентом на согласованные действия, в результате которых выгоды от финансовой интеграции получают все участники ЕАЭС как по отдельности, так и вместе взятые.
В статье проведен глубокий анализ нормативных документов Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), дано сопоставление по ряду параметров финансовой интеграции с другими интеграционными объединениями (ЕС, АСЕАН). С учетом полученных данных рекомендуются наиболее перспективные направления финансовой интеграции в среднесрочной перспективе, с учетом обязательств стран ЕАЭС. Перечень приоритетных мерпо развитию интеграционного сотрудничества в области создания единого финансового рынка представлен в двух измерениях - наднациональном (для ЕАЭС) и государственном (для России). Статья написана в рамках проекта «Анализ перспективных направлений развития евразийской интеграции с учетом стратегических задач социально-экономического развития Российской Федерации и задач российского председательства в ЕАЭС в 2018 году», выполняемого в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ в 2018 г.
Среди ключевых вопросов, рассмотренных в статье, особое внимание было уделено современным проблемам развития глобалистики как междисциплинарного научного направления, трансформации предметного поля глобалистики, а также новым вызовам, стоящим перед академическим сообществом, и роли междисциплинарного знания в их разрешении.
Подготовка экспертного доклада приурочена к председательству России в объединении БРИКС в 2020 г. В докладе рассмотрены ключевые особенности работы БРИКС, его место в системе глобального экономического регулирования, стратегии международного сотрудничества, экономического партнерства, в том числе в условиях новой промышленной революции, обоснована необходимость позиционирования в медиапространстве, интенсификации совместных кооперационных проектов с учетом меняющегося геополитического и экономического контекста. Основное внимание уделено задачам российского председательства в БРИКС, возможным инициативам и проектам по приоритетным для России направлениям, включая здравоохранение, образование, науку, сельское хозяйство, энергетику, цифровую экономику, экологию, конкуренцию, безопасность. Материалы доклада могут быть востребованы в рамках подготовки саммита БРИКС в 2020 г., стратегического планирования сотрудничества со странами БРИКС, организации системы межведомственного взаимодействия по линии БРИКС с участием экспертного сообщества, бизнеса и институтов развития.
О будущем экономическом кризисе мы слышим со всех сторон. Но какой именно кризис, кто «дизайнеры», в чём его причины и как от него защищаться? Что впереди: конец американского господства, торговые войны, дальнейший рост популизма, геоэкономические землетрясения, смещающие старые пласты и открывающие дорогу новым центрам силы?
Технология распределенного реестра (блокчейн) и все связанное с этой темой сегодня окружено повышенным вниманием. Мы имеем дело с прорывной технологией, феноменом в истории цивилизации, технологическим вторжением в будущее. Разработан принцип, новизна которого сопоставима с изобретением телеграфа или печатного станка. Можно предположить, что все системы будущего будут работать по этому принципу (он конечно, будет модернизирована, но суть «трёх Т» останется той же). Вопрос лишь в том, какие это будут системы – демократические и прогрессивные или авторитарные и ограничительные. Блокчейн может вывести цивилизацию на новый уровень развития, став основой для однорангового производства, шеринговой экономики и взаимосвязанного гражданского общества, основанного на новых формах глобальной демократии. Оппозиционный сценарий может реализоваться в случае, если мир продолжит опасное соскальзывание к фрагментации, экономическим войнам и усилению авторитарных режимов. Глобальная цифровая диктатура может идеально функционировать на блокчейне, отбирая у граждан базовые права, цензурируя информацию, присваивая социальные рейтинги и интегрируя в своих интересах эксабайты коммерческих, военных и персональных данных. В процессе исследования этого феномена важнопонимать, что блокчейн - это только технология, которая может быть наложена как на глобальную демократию, так и на политические диктатуры. Блокчейн может стать как стражем нашей цифровой приватности, так и инструментом тотального контроля.
Евразийский экономический союз находится в процессе углубления действующих и поиска новых перспективных направлений интеграции. В качестве председателя ЕАЭС в 2018 г. Россия выдвинула ряд инициатив, связанных с развитием интеграционной повестки, отметив необходимость дальнейшего совершенствования правового поля Союза. Очевидно, что в целях полноценной реализации этой задачи необходимо использовать опыт международных организаций, имеющих обширные наработки во всех сферах, затронутых евразийской интеграцией. Одним из ведущих субъектов макроэкономического регулирования является Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), чьи стандарты и лучшие практики с середины прошлого века используются правительствами ведущих стран мира при разработке стратегических документов и стандартов. Являясь носителем статуса организации с высоким авторитетом в области интеллектуального экономического анализа и статистики, ОЭСР остается форумом, в рамках которого страны могут обсуждать и обмениваться национальным опытом, выявлять передовую практику и находить решения общих проблем, в том числе в наднациональных полях. Рекомендации ОЭСР составляют одну из основ стратегического планирования как национального экономического развития, так и моделей взаимовыгодного сотрудничества в рамках интеграционных объединений. В данной статье авторы предлагают рассмотреть наиболее перспективные области, относящиеся к наднациональной компетенции государств-членов ЕАЭС, в которых имплементация стандартов ОЭСР могла бы привнести наибольшую «добавленную стоимость». На основе анализа практик ОЭСР и опыта взаимодействия с интеграционными объединениями в работе проанализирован ряд пилотных проектов, где сферы применения этих стандартов конкретизированы и сфокусированы на наиболее актуальных сферах евразийской экономической интеграции. Статья написана в рамках проекта «Анализ принципов проектного управления, инструментов, лучших практик ОЭСР и разработка предложений по их использованию в приоритетных проектах стратегического развития, документах стратегического планирования и государственных программах Российской Федерации, а также нормативно правовой базе евразийской интеграции», выполняемого в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ в 2018 г.
В работе исследуется международная деятельность Евразийского экономического союза (ЕАЭС) как актора мировой экономики, обладающего полноценной правосубъектностью. Проведена диагностика текущего состояния евразийской интеграции в сфере международного сотрудничества с фокусом на взаимодействие с межправительственными организациями и интеграционными объединениями. На основе анализа нормативных документов Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), Основных направлений международной деятельности ЕАЭС на 2019 г. и повестки российского председательства в ЕАЭС в 2018 г. выделяются концептуальные подходы к оценке и прогнозированию его внешней стратегии. В ходе сравнительного анализа рассматривается наиболее релевантный по отношению к ЕАЭС опыт внешней политики других интеграционных объединений. Определяются перспективные модели международного взаимодействия ЕАЭС с учетом нестабильного мирового экономического и геополитического контекста. Приоритетные направления международного сотрудничества ЕАЭС выделены, прежде всего, исходя из стратегических интересов Российской Федерации, которые дифференцированы по географическим направлениям с соответствующей оценкой текущего состояния, рисков и возможностей. В заключении даны рекомендации по реализации международной повестки евразийского интеграционного объединения в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе. Сформулированы предложения по дальнейшему развитию международного сотрудничества ЕАЭС, направленные на максимизацию экономических эффектов, как для России, так и для Союза при планировании дальнейших треков международного сотрудничества.
Доклад подготовлен ведущими экспертами ряда научных подразделений НИУ ВШЭ — Института статистических исследований и экономики знаний, Информационно-координационного центра по взаимодействию с ОЭСР, Центра комплексных европейских и международных исследований, Института торговой политики, Института аграрных исследований. В нем рассмотрены перспективные направления евразийской интеграции, представлены рекомендации по развитию и углублению интеграции, максимизации экономических эффектов для Российской Федерации с учетом приоритетных стратегических задач ее социально-экономического развития, а также инициатив завершившегося в 2018 г. российского председательства в ЕАЭС. Даны рекомендации по повышению качества наднационального регулирования и межправительственного взаимодействия в рамках ЕАЭС, а также расширению международного сотрудничества ЕАЭС, возможностям сопряжения различных интеграционных форматов с участием России.
Междисциплинарные подходы к изучению интеграционных процессов на примере международного сотрудничества ЕАЭС
Доклад подготовлен ведущими экспертами ряда научных подразделений НИУ ВШЭ – Центра исследований структурной политики, Института статистических исследований и экономики знаний, Института права и развития ВШЭ – Сколково, Института проблем правового регулирования, Информационно-координационного центра по взаимодействию с ОЭСР, Института экономики транспорта и транспортной политики, Института образования. Цель доклада – выделить отдельные вызовы в законодательном реагировании на технологические изменения и предложить возможные принципы «нового регулирования». В докладе выделяется ряд критических с позиций прорывного научно-технологического и экономического развития областей регулирования: регулирование оборота данных; искусственного интеллекта; беспилотного транспорта; рынков криптовалюты, рынков агротехнологий, при этом сопоставляется опыт различных стран, оцениваются преимущества и недостатки различных подходов к регулированию. На их основе обсуждаются новые вызовы в условиях радикальных технологических изменений и отдельные принципы «нового регулирования».
Доклад подготовлен ведущими экспертами ряда научных подразделений НИУ ВШЭ – Центра исследований структурной политики, Института статистических исследований и экономики знаний, Института права и развития ВШЭ – Сколково, Института проблем правового регулирования, Информационно-координационного центра по взаимодействию с ОЭСР, Института экономики транспорта и транспортной политики, Института образования. Цель доклада – выделить отдельные вызовы в законодательном реагировании на технологические изменения и предложить возможные принципы «нового регулирования». В докладе выделяется ряд критических с позиций прорывного научно-технологического и экономического развития областей регулирования: регулирование оборота данных; искусственного интеллекта; беспилотного транспорта; рынков криптовалюты, рынков агротехнологий, при этом сопоставляется опыт различных стран, оцениваются преимущества и недостатки различных подходов к регулированию. На их основе обсуждаются новые вызовы в условиях радикальных технологических изменений и отдельные принципы «нового регулирования».
В то время как число нетарифных барьеров (НТБ) в мире растет, Евразийский экономический союз старается сократаить НТБ - и занимается приближением своей системы технического регулирования к той, которая у Европейского союза. Однако, непосредственных выгод для европейских компаний пока не предвидятся.
В мае 2019 года мы отметим пятилетие подписания Договора о ЕАЭС и 25-летие идеи современной евразийской интеграции. За этот период Евразийский экономический союз состоялся как достаточно быстро развивающееся, открытое и привлекательное интеграционное объединение, которое стало неоспоримой действительности экономических процессов в Евразии. Возможно, прошло достаточно времени, чтобы мы могли начать думать о «теории современной евразийской интеграции», а также обрисовать ее потенциальное содержание.
Доклад Международного института прикладного системного анализа (ИИАСА, Вена) по техническим регламентам и стандартам подчеркивают, что ЕАЭС уже внедряет множество стандартов ЕС с целью реформирования и модернизации своих прежних правил и стандартов ГОСТ. Кроме того, ЕАЭС внедряет множество стандартов международных организаций по стандартизации (ISO, IEC, ITU), которые очень тесно сотрудничают с европейскими организациями по стандартизации (CEN, CENELEC, ETSI), так что международные и европейские стандарты в большой степени идентичны между собой. Это означает, что уже сейчас создан значительный юридический и технический фундамент для создания общего экономического пространства «от Лиссабона до Владивостока». Это делает гармонизацию нетарифных барьеров перспективным направлением для сотрудничества между ЕС и ЕАЭС с целью обеспечения более свободного доступа на рынки друг друга и - увеличения товарооборота. Наиболее предпочтительным, и, при этом, реалистичным форматом сотрудничества, могла бы стать компромиссная «ассиметричная» зона свободной торговли с различными переходными периодами для промышленных секторов ЕАЭС. В области технического регулирования она могла бы сопровождаться Соглашением о взаимном (перекрестном) признании процедур аккредитации (MRA), а также, отдельными Соглашениями об оценке соответствия и принятии промышленной продукции (ACAA) в одном-двух пилотных отраслях.
Введение: С развитием конкуренции университетов на международных образовательных рынках возрастает необходимость усиления ориентации предлагаемых ими программ на потребности глобальных компаний, расширения возможностей для приобретения слушателями востребованных квалификаций и навыков и соответствующей диверсификации образовательных программ. В числе возможных направлений увеличения, предлагаемого на экспорт, спектра образовательных услуг могут быть программы дополнительного профессионального образования (ДПО).
Материалы и методы: Изучение направлений и масштабов реализуемых для зарубежных слушателей программ ДПО проводилось на основе специализированного анкетирования. Информация агрегировалась по годам, направлениям подготовки, странам, стратегическим партнерам и количеству прошедших повышение квалификации или переподготовку, в том числе в форме стажировки. В опросе приняли участие 180 образовательных организаций высшего образования, подведомственных Минобрнауки РФ, а также члены консорциума приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования». В составе базы исследования собраны предложения университетов по преодолению основных барьеров в развитии экспорта образовательных услуг. Анализ корпоративного сегмента услуг ДПО для зарубежных рынков осуществлялся на основе полуформализованных глубинных экспертных интервью. Исследование состояния российского рынка ДПО выполнено по Открытым статистическим данных Минобрнауки РФ: Сведения об обучении в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам за 2016 г. по форме № 1-ПК.
Результаты исследования: на основе собранной эмпирической базы исследования в статье выявляются основные участники экспорта программ ДПО, страновая структура и направления реализуемых программ на данном рынке в трехлетней динамике.
Установлено, что наиболее успешными провайдерами программ являются вузы, с одной стороны, предлагающие хорошо отработанное и востребованное обучение на российском рынке ДПО, а с другой – уже имеющие устойчивые партнерские связи со странами, направляющими для обучения слушателей по основным программам высшего образования.
Обсуждение и заключение: Рассматривается роль российских транснациональных корпораций в развитии и реализации университетами программ ДПО за рубежом в контексте продвижения российских технологий. Результаты исследования могут быть рекомендованы университетам для развития сегмента ДПО в международном контексте