Публикации
Отступающая пандемия снимает одни вопросы, но обновленная реальность задает новые. В том числе в cфере международных отношений и геополитики. Здесь момент неопределенности еще не прошел, и ряд государств стремятся использовать ситуацию для передела влияния. Глобальное доминирование не под силу отдельным странам или альянсам. Центры борьбы за власть и ресурсы переносятся в региональные подсистемы. Новая статья анализирует геополитическую конфигурацию в Восточном Средиземноморье и ситуацию в соседних странах с учетом рисков и возможностей для Кипра
Публикация продолжает серию авторских работ (начиная с 2008 г.), анализирующих проблематику глобальных кризисов с точки зрения влияния на мировую политику и международные отношения. В работе проведен широкий обзор актуальных исследований коронакризиса через призмы обществоведческих дисциплин. Выделяется ряд уникальных особенностей пандемического кризиса 2020–2021 гг., в частности, «сопереживание глобальности», нарушение пространственной логики глобализации, распространение «инфодемии», корреляция антикризисного потенциала с типами политических систем. Авторы убеждены, что совместное осознание всех рисков и опасностей, порожденных взаимозависимостью, хрупкость транзитного миропорядка, демократических институтов и неизбежность общей судьбы человечества диктуют необходимость транснациональной кооперации, реформ в области глобального управления, региональной интеграции и большей легитимации наднациональных акторов. Пандемия представляет собой убедительное основание для вывода антикризисной политики на передний план исследований в расширяющемся комплексе «кризисологических дисциплин» — политической науки, мировой экономики, глобалистики, экополитологии, социальной психологии, геополитики, международных отношений, политического прогнозирования, теорий устойчивого развития. Особое внимание обращается на открывающиеся возможности для России, реализация которых связана с удержанием биотехнологического лидерства в разработке вакцин и его трансформации в укрепление международного авторитета, доверия и несилового влияния.
Рассматривается история развития оценки компетенций, начиная с XX века. Представлена авторская периодизация исследовательских проектов, включающих национальные и международные проекты, так как проведенное исследование позволило их систематизировать и выделить этапы развития. Отмечается, что основным фокусом большей части исследований является оценка компетенций/навыков и грамотности, а также социально- демографические характеристики респондентов, что позволяет сделать анализ полученных данных более полным. Кроме того, обращается внимание на тот факт, что последние исследования ориентированы на оценку способности использовать имеющиеся навыки и компетенции в жизненных ситуациях. Автор считает, что разработанная им периодизация позволит исследователям получить структурированную информацию об исследованиях и использовать ее в своих собственных исследованиях.
Сегодня мир наблюдает и участвует в развитии передовых цифровых технологий, их внедрение в различные сферы экономики и общества, что сопровождается созданием нормативноправового поля регулирования цифровой экономики на международном и национальном уровнях. Государства «евразийской пятерки» имеют большой потенциал для перехода к цифровой экономике, С этой целью была разработана Цифровая повестка ЕАЭС до 2025 года. В статье подчёркивается особая актуальность изучения международного опыта регулирования цифровой экономики в контексте промышленной революции 4.0 и анализа возможностей его использования для решения приоритетных задач евразийской интеграции. Важным является также анализ приоритетов российской политики в области цифровизации, лучших российских разработок и инструментов, которые могут быть тиражируемы в странах ЕАЭС.
Экспертный доклад приурочен к разработке стратегии дальнейше-го развития ЕАЭС, направленной на углубление интеграционных про-цессов и поиск различных форматов международного сотрудничества Союза в новом глобальном геополитическом иэкономическом кон-тексте. Оценивается влияние на евразийскую интеграцию таких фак-торов, как рост нового регионализма и глобального протекционизма, санкций и торговых войн. Исследуются новые форматы сопряжения и аутрич-сотрудничества в ЕАЭС, взаимодействие с интеграционными процессами в других регионах, сотрудничество смеждународными ин-ститутами и международным бизнесом, перспективы трансграничной кооперации в Большой Евразии.
Ежегодный доклад Интеграционного клуба при Председателе Совета Федерации за 2019 год (далее – Доклад) посвящен теме «Будущее Евразийского экономического союза: цифровая трансформация и молодежь». За пять лет, прошедших с момента подписания Договора о создании Евразийского экономического союза, государства-члены укрепили свой экономический потенциал, а ЕАЭС превратился в эффективное и привлекательное региональное интеграционное объединение. Об этом говорит, в частности, растущий интерес к сотрудничеству с ЕАЭС со стороны третьих стран. Для сохранения положительной динамики необходимо уже сегодня определить ключевые направления будущего развития евразийской интеграции. Для этого первостепенное внимание должно уделяться работе в сфере цифровизации экономики Союза и реализации в государствах – членах ЕАЭС современной молодежной политики, отвечающей вызовам времени. В этих условиях задачей политиков, ученых, экспертов становится поиск решений для обеспечения взаимосвязи этих двух масштабных процессов. В Докладе представлены мнения и оценки членов правления Интеграционного клуба по обозначенной проблематике, материалы мероприятий, проходивших под эгидой Клуба, а также авторские материалы, предоставленные ведущими университетами, научными институтами и профильными органами государственной власти. Доклад будет полезен всем, кто интересуется процессами евразийской интеграции и перспективами их развития в условиях современного мира.
В современных интеграционных системах процессы взаимодействия не ограничиваются торгово-экономическими отношениями на основе развития глубоких взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами. В них можно выделить как минимум три основные составляющие – экономику, политику и идеологию. При этом чувство общности, в том числе на основе идейно-политических компонентов, возникает у типологически различных и географически отдалённых стран, например, внутри неформального «объединения непохожих» государств БРИКС. Один из актуальных исследовательских вопросов, на который пытается ответить автор статьи, состоит в том, в какой мере становление и развитие транснациональных интеграционных пространств проходит под влиянием идеологических факторов. Фокус авторского анализа также направлен на социальное восприятие интеграционных процессов, что в более широкой исследовательской перспективе связывается с политической устойчивостью режимов и транзитными перспективами квазидемократических систем.
Прошедший год запомнится многими событиями, важнейшее из которых – перестройка геополитической конфигурации Восточного Средиземноморья. Стратегическое равновесие в регионе вновь под угрозой. Турецкие действия в территориальных водах Кипра, активизация США, изменения в соседних странах, новые альянсы и расколы, оригинальные подходы к решению «проблемы разделенности» острова.
В работе проведено комплексное исследование различных аспектов финансовой интеграции Евразийского экономического союза (ЕАЭС) на современном этапе развития. С точки зрения интересов России и с учетом её председательства в ЕАЭС в 2018 г. анализируются как возможности и перспективы, так риски и ограничения. Авторы приходят к выводу о необходимости дальнейшего углубление финансовой интеграции, которая способна дать мощный системный эффект и достичь нескольких взаимосвязанных целей, в том числе, придать новый импульс евразийской интеграции и преодолеть относительную стагнацию вследствие исчерпания естественных интеграционных эффектов «стартового этапа» ЕАЭС. При этом авторы исходят из положения о совпадающих интересах (в абсолютном большинстве случаев) всех стран Союза в финансовом интеграционном сегменте. Подчеркивается, что успех евразийского проекта может обеспечить многосторонний подход с акцентом на согласованные действия, в результате которых выгоды от финансовой интеграции получают все участники ЕАЭС как по отдельности, так и вместе взятые.
В статье проведен глубокий анализ нормативных документов Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), дано сопоставление по ряду параметров финансовой интеграции с другими интеграционными объединениями (ЕС, АСЕАН). С учетом полученных данных рекомендуются наиболее перспективные направления финансовой интеграции в среднесрочной перспективе, с учетом обязательств стран ЕАЭС. Перечень приоритетных мерпо развитию интеграционного сотрудничества в области создания единого финансового рынка представлен в двух измерениях - наднациональном (для ЕАЭС) и государственном (для России). Статья написана в рамках проекта «Анализ перспективных направлений развития евразийской интеграции с учетом стратегических задач социально-экономического развития Российской Федерации и задач российского председательства в ЕАЭС в 2018 году», выполняемого в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ в 2018 г.
Среди ключевых вопросов, рассмотренных в статье, особое внимание было уделено современным проблемам развития глобалистики как междисциплинарного научного направления, трансформации предметного поля глобалистики, а также новым вызовам, стоящим перед академическим сообществом, и роли междисциплинарного знания в их разрешении.
БРИКС воспринимается как объективная реальность международных отношений и действенный актор мировой системы. В то же время с момента создания объединение сопровождают теоретические дискуссии о формах и потенциале его субъективности, о том, рассматривать ли его как «опознанный объект» международно-политической теории, эффективный инструмент глобального регулирования или как временный союз, параорганизацию ревизионистских государств, уществующую благодаря политической интенции ее лидеров? Теоретические исследования здесь достаточно важны и не являются «дискуссиями ради дискуссий». От правильной классификации БРИКС, описания его возможностей и рисков, понимания движущих мотивов и интересов участников зависит дальнейшая эволюция объединения в мире глобальной политики, претерпевающем коренные трансформации. Особую значимость приобретают точная оценка роли и места России в этом объединении, поиск баланса между выгодами и издержками, соотношение с приоритетными проектами национального развития.
Подготовка экспертного доклада приурочена к председательству России в объединении БРИКС в 2020 г. В докладе рассмотрены ключевые особенности работы БРИКС, его место в системе глобального экономического регулирования, стратегии международного сотрудничества, экономического партнерства, в том числе в условиях новой промышленной революции, обоснована необходимость позиционирования в медиапространстве, интенсификации совместных кооперационных проектов с учетом меняющегося геополитического и экономического контекста. Основное внимание уделено задачам российского председательства в БРИКС, возможным инициативам и проектам по приоритетным для России направлениям, включая здравоохранение, образование, науку, сельское хозяйство, энергетику, цифровую экономику, экологию, конкуренцию, безопасность. Материалы доклада могут быть востребованы в рамках подготовки саммита БРИКС в 2020 г., стратегического планирования сотрудничества со странами БРИКС, организации системы межведомственного взаимодействия по линии БРИКС с участием экспертного сообщества, бизнеса и институтов развития.
О будущем экономическом кризисе мы слышим со всех сторон. Но какой именно кризис, кто «дизайнеры», в чём его причины и как от него защищаться? Что впереди: конец американского господства, торговые войны, дальнейший рост популизма, геоэкономические землетрясения, смещающие старые пласты и открывающие дорогу новым центрам силы?
Технология распределенного реестра (блокчейн) и все связанное с этой темой сегодня окружено повышенным вниманием. Мы имеем дело с прорывной технологией, феноменом в истории цивилизации, технологическим вторжением в будущее. Разработан принцип, новизна которого сопоставима с изобретением телеграфа или печатного станка. Можно предположить, что все системы будущего будут работать по этому принципу (он конечно, будет модернизирована, но суть «трёх Т» останется той же). Вопрос лишь в том, какие это будут системы – демократические и прогрессивные или авторитарные и ограничительные. Блокчейн может вывести цивилизацию на новый уровень развития, став основой для однорангового производства, шеринговой экономики и взаимосвязанного гражданского общества, основанного на новых формах глобальной демократии. Оппозиционный сценарий может реализоваться в случае, если мир продолжит опасное соскальзывание к фрагментации, экономическим войнам и усилению авторитарных режимов. Глобальная цифровая диктатура может идеально функционировать на блокчейне, отбирая у граждан базовые права, цензурируя информацию, присваивая социальные рейтинги и интегрируя в своих интересах эксабайты коммерческих, военных и персональных данных. В процессе исследования этого феномена важнопонимать, что блокчейн - это только технология, которая может быть наложена как на глобальную демократию, так и на политические диктатуры. Блокчейн может стать как стражем нашей цифровой приватности, так и инструментом тотального контроля.
Евразийский экономический союз находится в процессе углубления действующих и поиска новых перспективных направлений интеграции. В качестве председателя ЕАЭС в 2018 г. Россия выдвинула ряд инициатив, связанных с развитием интеграционной повестки, отметив необходимость дальнейшего совершенствования правового поля Союза. Очевидно, что в целях полноценной реализации этой задачи необходимо использовать опыт международных организаций, имеющих обширные наработки во всех сферах, затронутых евразийской интеграцией. Одним из ведущих субъектов макроэкономического регулирования является Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), чьи стандарты и лучшие практики с середины прошлого века используются правительствами ведущих стран мира при разработке стратегических документов и стандартов. Являясь носителем статуса организации с высоким авторитетом в области интеллектуального экономического анализа и статистики, ОЭСР остается форумом, в рамках которого страны могут обсуждать и обмениваться национальным опытом, выявлять передовую практику и находить решения общих проблем, в том числе в наднациональных полях. Рекомендации ОЭСР составляют одну из основ стратегического планирования как национального экономического развития, так и моделей взаимовыгодного сотрудничества в рамках интеграционных объединений. В данной статье авторы предлагают рассмотреть наиболее перспективные области, относящиеся к наднациональной компетенции государств-членов ЕАЭС, в которых имплементация стандартов ОЭСР могла бы привнести наибольшую «добавленную стоимость». На основе анализа практик ОЭСР и опыта взаимодействия с интеграционными объединениями в работе проанализирован ряд пилотных проектов, где сферы применения этих стандартов конкретизированы и сфокусированы на наиболее актуальных сферах евразийской экономической интеграции. Статья написана в рамках проекта «Анализ принципов проектного управления, инструментов, лучших практик ОЭСР и разработка предложений по их использованию в приоритетных проектах стратегического развития, документах стратегического планирования и государственных программах Российской Федерации, а также нормативно правовой базе евразийской интеграции», выполняемого в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ в 2018 г.
В работе исследуется международная деятельность Евразийского экономического союза (ЕАЭС) как актора мировой экономики, обладающего полноценной правосубъектностью. Проведена диагностика текущего состояния евразийской интеграции в сфере международного сотрудничества с фокусом на взаимодействие с межправительственными организациями и интеграционными объединениями. На основе анализа нормативных документов Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), Основных направлений международной деятельности ЕАЭС на 2019 г. и повестки российского председательства в ЕАЭС в 2018 г. выделяются концептуальные подходы к оценке и прогнозированию его внешней стратегии. В ходе сравнительного анализа рассматривается наиболее релевантный по отношению к ЕАЭС опыт внешней политики других интеграционных объединений. Определяются перспективные модели международного взаимодействия ЕАЭС с учетом нестабильного мирового экономического и геополитического контекста. Приоритетные направления международного сотрудничества ЕАЭС выделены, прежде всего, исходя из стратегических интересов Российской Федерации, которые дифференцированы по географическим направлениям с соответствующей оценкой текущего состояния, рисков и возможностей. В заключении даны рекомендации по реализации международной повестки евразийского интеграционного объединения в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе. Сформулированы предложения по дальнейшему развитию международного сотрудничества ЕАЭС, направленные на максимизацию экономических эффектов, как для России, так и для Союза при планировании дальнейших треков международного сотрудничества.
Доклад подготовлен ведущими экспертами ряда научных подразделений НИУ ВШЭ — Института статистических исследований и экономики знаний, Информационно-координационного центра по взаимодействию с ОЭСР, Центра комплексных европейских и международных исследований, Института торговой политики, Института аграрных исследований. В нем рассмотрены перспективные направления евразийской интеграции, представлены рекомендации по развитию и углублению интеграции, максимизации экономических эффектов для Российской Федерации с учетом приоритетных стратегических задач ее социально-экономического развития, а также инициатив завершившегося в 2018 г. российского председательства в ЕАЭС. Даны рекомендации по повышению качества наднационального регулирования и межправительственного взаимодействия в рамках ЕАЭС, а также расширению международного сотрудничества ЕАЭС, возможностям сопряжения различных интеграционных форматов с участием России.
Междисциплинарные подходы к изучению интеграционных процессов на примере международного сотрудничества ЕАЭС
Доклад подготовлен ведущими экспертами ряда научных подразделений НИУ ВШЭ – Центра исследований структурной политики, Института статистических исследований и экономики знаний, Института права и развития ВШЭ – Сколково, Института проблем правового регулирования, Информационно-координационного центра по взаимодействию с ОЭСР, Института экономики транспорта и транспортной политики, Института образования. Цель доклада – выделить отдельные вызовы в законодательном реагировании на технологические изменения и предложить возможные принципы «нового регулирования». В докладе выделяется ряд критических с позиций прорывного научно-технологического и экономического развития областей регулирования: регулирование оборота данных; искусственного интеллекта; беспилотного транспорта; рынков криптовалюты, рынков агротехнологий, при этом сопоставляется опыт различных стран, оцениваются преимущества и недостатки различных подходов к регулированию. На их основе обсуждаются новые вызовы в условиях радикальных технологических изменений и отдельные принципы «нового регулирования».
Доклад подготовлен ведущими экспертами ряда научных подразделений НИУ ВШЭ – Центра исследований структурной политики, Института статистических исследований и экономики знаний, Института права и развития ВШЭ – Сколково, Института проблем правового регулирования, Информационно-координационного центра по взаимодействию с ОЭСР, Института экономики транспорта и транспортной политики, Института образования. Цель доклада – выделить отдельные вызовы в законодательном реагировании на технологические изменения и предложить возможные принципы «нового регулирования». В докладе выделяется ряд критических с позиций прорывного научно-технологического и экономического развития областей регулирования: регулирование оборота данных; искусственного интеллекта; беспилотного транспорта; рынков криптовалюты, рынков агротехнологий, при этом сопоставляется опыт различных стран, оцениваются преимущества и недостатки различных подходов к регулированию. На их основе обсуждаются новые вызовы в условиях радикальных технологических изменений и отдельные принципы «нового регулирования».