• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Объем поддержки сельского хозяйства в ОЭСР и развивающихся странах (БРИКС, ЕАЭС) растет и приводит к искажениям на мировом рынке

Правительства во всем мире предоставляют фермерам ежегодно более 500 млрд долл. США поддержки, зачастую неэффективной и искажающей торговлю. Согласно новому докладу ОЭСР по оценке политике в области сельского хозяйства, усилия по ее реформированию зашли в тупик.

Доклад ОЭСР «Мониторинг и оценка сельскохозяйственной политики 2019 года» показывает, что в рамках сельскохозяйственной политики в развитых 53 странах, а также в 12 ключевых странах с развивающейся экономикой в период 2016-2018 годы была представлена прямая поддержка объемом в среднем 528 млрд долл. США (465 млрд евро) в год. В то же время в странах, где косвенно облагали налогами фермеров посредством искусственно заниженных цен, сокращались доходы фермерских хозяйств на 83 млрд. долл. США (73 миллиарда евро) в год.

ОЭСР считает, что в этом десятилетии был достигнут незначительный прогресс в реформировании политики поддержки сельского хозяйства. Сельскохозяйственная политика во многих странах продолжает искажать сельскохозяйственные производства и торговые решения и не обеспечивает эффективного достижения заявленных государственных целей.

Отчет ОЭСР показывает, что 54% ​​поддержки обеспечивается политикой, которая искусственно поддерживает внутренние цены на сельхозпродукцию выше мирового уровня. Этот вид поддержки наносит вред потребителям, особенно бедным, увеличивая разрыв в доходах между мелкими и крупными фермерскими хозяйствами и снижая конкурентоспособность пищевой промышленности.

Относительно небольшая часть нынешней структуры политики в большинстве стран ориентирована на рост производительности сельского хозяйства и устойчивое использование ресурсов земельных, водных и биоразнообразия. В отчете также подчеркиваются большие различия в поддержке различных товаров как внутри стран, так и между странами. Сокращается поддержка фермеров в странах ОЭСР, при этом растет в развивающихся странах. Это может привести к искажениям на международных рынках.

«Правительства могут поддерживать фермерские хозяйства и сельские общины без негативных последствий для мировых рынков», - сказал директор ОЭСР по торговле и сельскому хозяйству Кен Эш. «Устраняя связь между поддержкой и решениями по производству сельскохозяйственной продукции и инвестируя вместо этого в необходимые государственные услуги, правительства могут создавать благоприятную среду, в которой фермеры могут свободно принимать деловые решения в ответ на возникающие рыночные возможности в стране и за рубежом. В то же время фермерская политика должна быть более целенаправленной, улучшая доступ к технологиям, которые будут стимулировать как рост производительности, так и устойчивое использование ресурсов», - добавил Эш.

Ежегодный отчет о мониторинге и оценке сельскохозяйственной политики содержит обновленные оценки государственной поддержки сельского хозяйства для всех стран ОЭСР и Европейского союза в целом, а также для ключевых стран с развивающейся экономикой. Издание 2019 года охватывает все страны БРИКС (Бразилию, впервые Индию, Китайскую Народную Республику, Российскую Федерацию, Южную Африку), некоторые страны ЕАЭС (помимо России, Казахстан), а также Колумбию, Коста-Рику, Филиппины, Украину, Вьетнам и Аргентину.

В страновом разделе по России (стр. 375) позитивно оценивается политика по улучшению процесса государственного финансирования сельского хозяйства. Перевод средств из федерального центра в регионы был упрощен, что в принципе может облегчить адаптацию поддержки к региональным потребностям. Однако искажающие субсидии и защита от импорта продолжают преобладать как инструменты политики для достижения заявленных целей импортозамещения и развития экспорта.

Источник: https://www.oecd-ilibrary.org/docserver/39bfe6f3-en.pdf?expires=1562582567&id=id&accname=oid008831&checksum=D8BBA28F9137572E7FDCA8FB6D144293