• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Система защиты географических указаний: опыт ЕС

Еврокомиссия выпустила исследование о том, какую роль система защиты географических указаний продовольственной продукции играет в экономике ЕС. Подобная система начинает формироваться и в ЕАЭС.

20 апреля Еврокомиссия опубликовала исследование о роли системы географических указаний в экономике ЕС. Оно было выполнено компанией AND International, занимающейся исследованиями в пищевой отрасли, на основании данных по 3207 наименованиям, зарегистрированным на конец 2017 г.

Согласно результатам исследования, объём продаж продовольственной продукции и напитков с защищённым географическим указанием составляет почти €75 млрд, причём пятая часть этой суммы приходится на экспорт из ЕС. По словам Комиссара ЕС по сельскому хозяйству Я. Войцеховского, такая система выгодна как производителям, которые за счёт обеспечения качества и репутации своих товаров получают больше прибыли, так и потребителям, приобретающим подлинную и качественную продукцию. Он также отметил включение положений о защите географических указаний в соглашения ЕС с третьими сторонами, что позволяет избежать торговли контрафактом и поддерживает репутацию сельскохозяйственной продукции ЕС.

Авторы исследования делают следующие основные выводы:

  • объём продаж продукции с географическим указанием и гарантированной традиционной специализацией составляет более €77 млрд или 7% от стоимости продаж всей агропромышленной продукции ЕС. Из них €39,4 млрд приходится на вина;
  • рыночная стоимость защищённой географическими указаниями продукции в среднем в два раза выше по сравнению с похожими, но незарегистрированными продуктами. Для вин премиальный коэффициент составил 2,85, для спиртных напитков - 2,52, для продовольствия - 1,5;
  • продукция с защищённым наименованием производится в каждой стране ЕС. Эти товары представляют собой образцы традиционного кулинарного наследия стран и регионов и служат в качестве драйвера развития АПК;
  • продукты с географическими указаниями составляют 15,5% объёма продовольственного экспорта ЕС, причём половина этого объёма приходится на вина.

В ЕАЭС подобная система только развивается. В начале февраля этого года был подписан Договор о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров ЕАЭС. По словам помощника судьи Суда ЕАЭС А.П. Малашко, в августе 2018 г. в России было зарегистрировано лишь 150 таких наименований, в Беларуси и Армении - 31 и 7 соответственно.