Торговая интеграция и развитие: опыт стран Латинской Америки и Карибского бассейна
Всемирный банк подготовил доклад, в котором анализируется опыт торговой интеграции в странах Латинской Америки и Карибского бассейна и оценивается его влияние на темпы развития стран регионов, а также сравнивается влияние соглашений с развивающимися и развитыми странами.
После периода быстрого экономического роста, связанного с высокими ценами на сырье, регион Латинской Америки и Карибского бассейна снова вступил в фазу слабых показателей. В целом это замедление кажется скорее обусловленным внутренними причинами, нежели импортным, и перспективы региона также не внушают оптимизма. Медленное развитие экспорта ограничивает перспективы роста за счет внешнего спроса, в то время как ограниченное фискальное пространство оставляет мало места для стимулирования внутреннего спроса. Перспективы могут ухудшиться, если международная обстановка станет менее благоприятной.
В данном отчете рассматривается вопрос о том, могут ли внутренние стратегии развития быть одной из причин медленного роста в Латинской Америке и Карибском бассейне. Торговые барьеры выше, чем в других развивающихся регионах, и хотя было подписано множество преференциальных торговых соглашений, многие из них являются внутрирегиональными. Возможное объяснение медленного экономического роста в регионе Латинской Америки и Карибского бассейна - его относительно низкая интеграция в международную торговлю и глобальные производственно-сбытовые цепочки. Такая низкая внешняя открытость региона обусловлена не географией, а скорее политическим выбором, в первую очередь в странах на атлантической стороне, которые сохранили ограничения торговли на более высоком уровне, чем в большинстве других развивающихся регионов.
В течение десятилетий страны Латинской Америки и Карибского бассейна заключали преференциальные торговые соглашения как способ стимулирования своей экономической интеграции. К настоящему времени количество соглашений на страну является самым высоким среди всех развивающихся регионов. До подписания Североамериканского соглашения о свободной торговле (НАФТА) в 1994 году, когда Мексика была одним из его членов, все эти соглашения были внутрирегиональными. Только в последние годы соглашения Юг-Север (развивающиеся страны-развитые страны) стали более распространенными, особенно среди стран Карибского бассейна и Тихоокеанского субрегиона. Последними примерами соглашений Юг-Север являются пересмотр НАФТА в качестве соглашения между США, Мексикой и Канадой (USMCA) и соглашения ЕС-МЕРКОСУР, оба из которых были подписаны в течение последних 12 месяцев. Не смотря на то, что все преференциальные торговые соглашения приводят к наращиванию двусторонней торговли между их членами, только соглашения Юг-Север связаны с увеличением экономической сложности подписавших развивающихся стран. Сравнение между Mercosur и NAFTA показательно в этом отношении. Более тщательный анализ, включающий тысячи двусторонних пар стран, показывает, что соглашения Юг-Юг лишь незначительно повышают темпы роста, тогда как соглашения Юг-Север оказывают существенное влияние на рост.
Выводы, сделанные в материале, представляют большой интерес для развития интеграции на евразийском пространстве, поскольку одним из приоритетов ЕАЭС является развитие внешней торговли в рамках преференциальных соглашений. Уже заключены соглашения с Вьетнамом, Ираном, Сингапуром и Сербией, также ведутся переговоры с Израилем и Египтом.
Источник: https://elibrary.worldbank.org/doi/pdf/10.1596/978-1-4648-1516-4