• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

ОЭСР представила два издания по корпоративному управлению

OECD Corporate Governance Factbook – 2021 отражает изменения нормативной и институциональной базы во всем мире и является важным этапом промежуточной экспертизы при подготовке предстоящего обзора Принципов корпоративного управления Группы двадцати/ОЭСР. В отчете «Будущее корпоративного управления на рынках капитала после кризиса COVID-19»  представлены основные показатели и анализ структуры капитала и корпоративной деятельности.

Первое издание представляет собой справочник с информацией о меняющемся глобальном экономическом контексте корпоративного управления и соответствующей адаптации нормативно-правовой базы государств ОЭСР и Группы двадцати. Эксперты ОЭСР представили сравнительный анализ 50 юрисдикций, включая членов ОЭСР, Группы двадцати и Совета по финансовой стабильности.

Справочник разделен на четыре части, показывающие, как корпоративное управление функционирует в различных юрисдикциях:
-     глобальный рынок и ландшафт корпоративной собственности;
-     корпоративное управление и институциональная база;
-     права акционеров и ключевые функции собственности;
-     корпоративный совет директоров.
Издание продолжает информационную  политику ОЭСР и Группы двадцати на данном направлении, актуализируя информацию о том, как страны имплементируют Рекомендации по принципам корпоративного управления в национальные правовые и нормативные акты. Материалы также обеспечивают доступ к систематической и сопоставимой информации во всех юрисдикциях, входящих в ОЭСР и страны Группы двадцати. Как подчеркивают эксперты, обзор основан на четком понимании существующих институциональных и правовых рамок и опирается на актуальный опыт и проблемы, выявленные текущей пандемией, такие как управление рисками и кризисами (включая риски для здоровья и окружающей среды, а также разрывы в цепочках поставок).
Справочник представляет ценность не только для сферы госуправления и национальных регуляторов, но и для корпоративного сектора. В том числе с точки зрения управления рисками в ESG-cфере.
Издание подтверждает, что благодаря деятельности ОЭСР, основанной в т.ч. на обратной связи с крупными компаниями, нормативно-правовая база корпоративного управления существенно развивается. Например, со времени последнего обновления Принципов корпоративного управления в 2015 г. 90% национальных юрисдикций внесли поправки в законы о компаниях и/или ценных бумагах. Правительствам пришлось значительно адаптировать законодательную базу для реакции на новую реальность, обусловленную пандемией. Например, обычной практикой становится проведение виртуальных собраний акционеров и дистанционного электронного голосования.
В издании приведены данные по России (государственные регуляторы, размер рынка, концентрация собственности, структура акционирования и др.) Отмечается, например, высокая концентрация собственности. В России (впрочем, как и в Перу, Колумбии и Индонезии) более 60% компаний имеют единственного мажоритарного акционера, владеющего более чем половиной уставного капитала.
В то же время для ряда стран, прежде всего, входящих в Совет по финансовой стабильности, остаются актуальными вопросы устранения несоответствий и противоречий в законодательной и нормативной базе, прозрачности раскрытия информации в экономически важных госкомпаниях, а также комплексной реформы политики собственности.

OECD (2021), “OECD Corporate Governance Factbook 2021”, 
https://www.oecd.org/corporate/corporate-governance-factbook.htm 

Также ОЭСР опубликовала отчет «Будущее корпоративного управления на рынках капитала после кризиса COVID-19», в котором представлены основные показатели и анализ структуры капитала и корпоративной деятельности. Проанализированы использования рыночного финансирования, особенности структур корпоративной собственности и политики выплат за последние 20 лет. Рассматриваются меры нормативной и финансовой поддержки в области корпоративного управления и финансов, в том числе с учетом пандемии COVID-19. Много внимания уделено ключевым показателям использования нефинансовым корпоративным сектором рынков публичных акций и корпоративных облигаций в 2020 г., а также анализу политики Центробанков в отношении рынков корпоративных облигаций. Один из важных выводов заключается в том, что мы наблюдаем значительный рост концентрации собственности компаний на мировых фондовых рынках. Институциональные инвесторы за последние полтора десятилетия значительно увеличили свои активы, находящиеся под управлением. При этом рост количества листинговых компаний на фондовых рынках уменьшилось. Две противоположные тенденции сформировали ясный и, по-видимому, долгосрочный тренд: большее количество денег выделяется меньшему количеству компаний. Как следствие, происходит повторная концентрация собственности. Например, три крупнейших институциональных инвестора в США в настоящее время владеют 23,5% акций всех листинговых компаний. Данные по России представлены в том числе в разделе, описывающем прямые (ссуды, кредиты, правительственные гарантии, гранты и субсидии и т.п.) и косвенные меры (например, отсрочка или снижение налоговых платежей, моратории на обслуживание задолженности и т.п.) государственной поддержки корпораций.

OECD (2021), The Future of Corporate Governance in Capital Markets Following the COVID-19 Crisis, Corporate Governance, OECD Publishing, Paris, https://doi.org/10.1787/efb2013c-en