Доказательный подход к политике городского развития: кейс Дар-эс-Салама
На сайте Всемирного банка появилось исследование, в котором впервые используются спутниковые данные для анализа воздействия загрязнения воздуха на бедные слои населения в контексте развивающейся страны.
13 марта Всемирный банк опубликовал исследование о взаимосвязи транспортных потоков, выхлопных газов и здоровья населения в Дар-эс-Саламской агломерации. Оно позиционируется как пилотное, поскольку интегрирует данные из новых источников, например снимки, полученные с помощью спутника Европейского космического агентства “Сентинел-5П”.
Загрязнение воздуха автотранспортом является основным источником ущерба для здоровья людей в городах, особенно в развивающихся странах. Оно способствует развитию болезней сердца и лёгких, например рака. Также отмечаются экономические потери от дорожных заторов: в Дар-эс-Саламе задержки и дополнительный расход топлива ведут к потере 655 млрд танзанийских шиллингов (около $280 млн) ежегодно. До сих пор попытки решить эти проблемы в развивающихся странах основывались на сильно ограниченной доказательной базе, в частности из-за дороговизны систем сбора данных.
Поскольку транспортные потоки и загрязнение воздуха имеют географический характер, авторы проводят пространственный анализ динамики загрязнения воздуха двуокисью азота (NO2), основного компонента выхлопных газов. Рассматривается воздействие этого загрязнения на наименее защищённые слои населения - детей (до 5 лет) и пожилых (от 65 лет), проживающих в условиях бедности. Авторы также демонстрируют, что определение бедности (индекс многомерной бедности, $1,25 в день или $2 в день) играет существенную роль в определении городских зон с наиболее подверженным загрязнению бедным населением.
В результате были выявлены зоны, где уменьшение транспортных потоков позволит больше всего снизить воздействие выхлопных газов на детей и пожилых из бедных домохозяйств, и отмечено решающее влияние сезонных особенностей погоды на географическое распределение загрязнения. Однако значимость исследования скорее заключается в использованных данных и методологии их анализа: названный выше спутник имеет глобальный охват, что позволяет изучать загрязнённость воздуха в городах по всему миру, не только в развитых странах, и открывает новые возможности для проведения научно обоснованной политики городского развития.