Комиссия АС совместно с ОЭСР опубликовала два отчёта по вопросам развития Африки
5 ноября были опубликованы отчёты по темам трансформации производственных предприятий и борьбы с нелегальными финансовыми потоками в Африке. Документы стали результатом сотрудничества Комиссии АС с африканскими и международными партнёрами, в частности с Центром развития ОЭСР.
5 ноября в столице Мадагаскара Антананариву состоялась презентация двух отчётов, подготовленных Комиссией Африканского союза совместно с африканскими и международными партнёрами: “Динамика развития Африки в 2019 г.” (The 2019 Africa’s Development Dynamics: Achieving Productive Transformation in Africa) и “Мобилизация собственных ресурсов: борьба с коррупцией и нелегальными финансовыми потоками” (The Domestic Resource Mobilisation: Fighting against Corruption and Illicit Financial Flows).
В первом документе представлен обзор региональной ситуации в сфере трансформации производственных предприятий и даются соответствующие политические рекомендации в отношении 5 регионов: Северная, Западная, Центральная, Южная и Восточная Африка. Отмечается отсутствие прямой зависимости между экономическим ростом и социально-экономическим развитием: ориентированные на экспорт сырья системы производства стран Африки не обеспечивают создания достаточного числа качественных рабочих мест (особенно для молодёжи и женщин) и роста благосостояния широких слоёв населения.
Предлагаемое решение - содействие производственной трансформации как процессу расширения организационных, производственных и технологических компетенций компаний с их последующим распространением в экономике страны и региона. Системный подход к достижению этой цели основывается на 3-х направлениях:
- развитие стратегических кластеров;
- укрепление региональных производственных сетей;
- расширение возможностей компаний по выходу на новые рынки, в частности через снятие нетарифных ограничений, упрощение административных процедур и развитие транспортной инфраструктуры.
Так, в контексте попыток Сообщества развития Юга Африки по развитию региональных индустриальных возможностей (с этой целью в 2015 г. была принята Стратегия индустриализации САДК) рекомендуется создание региональных общественных благ (особенно энергетической и транспортной инфраструктуры), гармонизация таможенных процедур и развитие существующей системы платежей на основе южноафриканского рэнда.
Второй отчёт посвящён проблемам нелегальных финансовых потоков и коррупции, а также государственным подходам к борьбе с ними. Ежегодный ущерб от нелегальных финансовых потоков в Африке оценивается минимум в $50-80 млрд, что превышает объёмы официальной помощи развитию континента. Это выражается помимо прочего в уклонении от уплаты налогов, торговле наркотиками и людьми, подкупе и хищениях. В целях борьбы с этим явлением многие африканские государства приняли законодательство о противодействии коррупции, отмыванию денег и финансированию терроризма, создали соответствующие институты. Так, в Кении действует Антикоррупционная комиссия, полицейское управление по борьбе с коррупцией и Антикоррупционный консультативный совет, состоящий из представителей профессиональных и бизнес-ассоциаций, трудовых и религиозных организаций.
В документе подробно рассматриваются кейсы Маврикия, Уганды, Алжира, Камеруна, Буркина-Фасо, Марокко и Бенина по созданию законодательных и институциональных основ противодействия нелегальных финансовым потокам. Показателен пример Маврикия, где помимо развитой законодательной и институциональной рамок внимание также уделяется проведению антикоррупционных общественных и образовательных кампаний и научных исследований.
Основная цель обеих публикаций - предложить африканскую точку зрения на обозначенные проблемы, поделиться местным опытом.
Источники: https://au.int/en/pressreleases/20191105/launch-two-flagship-african-union-economic-reports-sidelines-11th-african
https://au.int/afdd2019
https://au.int/en/documents/20190905/domestic-resource-mobilization-fighting-against-corruption-and-illicit-financial