Устойчивое развитие в Евразии: эксперты Вышки представили результаты исследований
28 октября в Аналитическом центре при Правительстве Российской Федерации прошла конференция на тему «Оценка достижения ЦУР в ЕАЭС с учетом влияния интеграции: основные аспекты методологии». Среди участников и спикеров были представители статистических ведомств стран России и ЕАЭС, ведущие российские и зарубежные эксперты по проблематике устойчивого развития, независимые исследователи и представители неправительственных организаций. Во встрече приняли участие сотрудники Центра компетенций по взаимодействию с международными организациями ИСИЭЗ Елена Сабельникова и Владимир Изотов.
Участники конференции констатировали, что реализация ЦУР актуальна не только на глобальном и национальном уровнях, но также и на уровне региональных интеграционных объединений. Выработка согласованных подходов в этой области позволит суммировать региональные интеграционные эффекты на глобальном уровне в интересах противодействия кризисам и стимулирования мирового экономического роста. Изучение влияния динамики интеграции в ЕАЭС на достижение государствами ЦУР находится на стартовом этапе, требующем согласованной макроэкономической политики, совершенствования методов прогнозирования, в том числе на основе технологии форсайта.
Владимир Изотов и Елена Сабельникова представили результаты анализа стратегий по достижению ЦУР на уровне интеграционных объединений – ЕС, АСЕАН, МЕРОКСУР, Африканского Союза. Эксперты отметили, что первенство ЕС в этой области не носит абсолютного характера, анализ документов и практики показывают, что внутри объединенной Европы все ещё нет консенсуса по ряду вопросов устойчивого развития. Кроме того, непросто достигаются компромиссы при формулировке целей устойчивости и способов их достижения, а также разработке собственных (страновых и общеевропейских) индикаторов. Спикеры обратили внимание, что реализации целей устойчивости в странах ЕС проходит в неравномерном темпе. Например, сохраняются расхождения в области налоговой (ЦУР 10), климатической политики (ЦУР 12,13), миграционной политики, (ЦУР 10). При этом общая стратегия устойчивости ЕС носит скорее рекомендательный, чем обязательный характер.
Представители Вышки также подчеркнули, что при анализе согласования позиций стран и интеграционных объединений необходимо учитывать сохраняющееся неравенство на глобальном уровне. Так большинство стран Африканского союза, а также некоторые из стран МЕРКОСУР и АСЕАН входят в группу стран-получателей помощи (реципиентов). В ходе глобальных дискуссий (в том числе, в формате «Группы 77») они не раз подчеркивали недостаточность средств для достижения ЦУР, вследствие чего неотъемлемой частью решения вопросов должны быть инвестиции, финансовая помощь и передача технологий по линии «Север-Юг» от развитых к развивающимся странам.
В заключение доклада эксперты представили несколько актуальных инициатив, принятие которых могло бы существенно улучшить качество и скорость процесса по достижению ЦУР на уровне ЕАЭС.
Во-первых, стратегия ЕАЭС, ориентированная на достижение ЦУР, должна более отчетливо демонстрировать взаимосвязь экономических, социокультурных и экологических индикаторов.
Во-вторых, необходимо рассмотреть возможность создания Евразийского совета бизнеса по устойчивому развитию, объединяющего крупнейшие ТНК государств-членов ЕАЭС. По мнению спикеров, сочетание коммерческого успеха евразийских корпораций с вкладом в решение социально-экологических проблем может стать ключевым фактором, способствующим достижению ЦУР на уровне ЕАЭС. Более того, такой совет может быть открыт для корпораций из стран, с которыми Союз подписал соглашения о свободной торговли (Вьетнам, Сингапур, Иран, Сербия).
В-третьих, представляется перспективной разработка диагностической системы для инвестиционных проектов внутри ЕАЭС, позволяющей определить, какие именно сферы являются «устойчивыми» и «зелеными», а также отрасли, где «устойчивое инвестирование» будет иметь наибольший эффект; введение системы маркировки (тестовое название « EAEU green-invest») для «зеленых» финансовых продуктов на основе выработанной классификации, что позволит инвесторам легче идентифицировать вложения, которые соответствуют «зеленым»/низкоуглеродным критериям. При этом должны быть введены обязанности управляющих активами и институциональных инвесторов принимать во внимание положения концепции устойчивого развития при реализации инвестиционных проектов. К этим процессам, начиная с экспертно-оценочной стадии, мог бы подключится Евразийский банк развития (ЕАБР) .
Вышка занимает одно из ведущих мест в системе экспертизы по достижению ЦУР на уровне России и ЕАЭС. Порядка трех десятков профильных экспертов, среди которых ряд известных учёных, вошли в Экспертный совет Организационного комитета по подготовке и обеспечению председательства РФ в БРИКС в 2020 году. Координирующую роль выполняет Центр компетенций по взаимодействию с международными организациями ИСИЭЗ.