• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Экономические эффекты «Пояса и пути» - оценки Всемирного банка

В новом публикации Всемирного банка «Экономика «Пояса и пути»: возможности и риски транспортных коридоров» оцениваются экономические эффекты от реализации китайской инициативы «Один пояс – один путь» для торговли, инвестиций и благосостояния вовлеченных стран.

Предполагается, что новые инвестиции в транспортную инициативу «Пояса и пути» («Belt and Road» - BRI) могут нарастить реальную экономику стран-участниц и глобальную экономику в целом. По всем параметрам влияние инвестиций BRI должно быть положительным, но не для всех стран. Усовершенствованная транспортная сеть должна сократить время и затраты на торговлю и увеличить общую торговлю, поскольку экономики стран пояса и автомобильного коридора увеличивают экспорт и диверсифицируют свое производство. Это расширение увеличит торговлю как между странами-коридорами, так и странами, не являющимися странами пояса и автодороги, по мере открытия доступа к рынку. Сокращение сроков торговли также увеличит прямые иностранные инвестиции, особенно для стран с низким уровнем дохода. Увеличение торговли и инвестиций приведет к росту валового внутреннего продукта (ВВП) и благосостояния, что приведет к сокращению бедности в регионе, но, хотя улучшение транспортной сети приводит к совокупным выгодам, отдельные проекты все равно могут потерпеть неудачу, а отдельные страны могут проиграть из-за высокой стоимости инфраструктуры относительно торговых выгод.

Эксперты ВБ оценивают издержки, которые сократятся благодаря реализации инициативы, влияние на торговлю, иностранные инвестиции и благосостояние стран, вовлеченных в инициативу.

Что касается торговли, сокращение времени на перевозку, связанное с транспортными проектами BRI, будет по-разному влиять на экспорт различных товаров в зависимости от их чувствительности ко времени. Результаты анализа показывают, что BRI будет более сильно увеличивать торговлю такими скоропортящимися продуктами, как свежие фрукты и овощи, домашний скот, орехи и сельскохозяйственные культуры, которые получат наибольшую выгоду от способности доставлять конечные продукты потребителям или конечным пользователям вовремя. Но экспортеры также выиграют от возможности быстрее импортировать чувствительные ко времени материалы. Действительно, специализация на экспорте, таком как мясные продукты, химикаты, резина и пластмассы, а также электроника, возрастет, учитывая возможность своевременного доступа к промежуточным ресурсам, что свидетельствует о важности новой инфраструктуры для глобальных и региональных цепочек создания стоимости в странах с коридорной экономикой. Результаты по регионам следующие: например, увеличение экспорта чувствительной ко времени сельскохозяйственной продукции (на 8,6%) и обработанных пищевых продуктов (17,4%) из Центральной Азии.

В докладе также оценивается влияние на доход, благосостояние и бедность. Транспортная сеть проекта позволит увеличить ВВП через иностранные инвестиции, в первую очередь в странах Африки южнее Сахары, а затем в странах Центральной Азии (в первую очередь Казахстан и Кыргызстан). Меньше всего вырастет ВВП в странах Европы, Ближнего Востока и Северной Африки.

При этом степень, в которой страны и районы могут извлечь выгоду из экономии за счет масштаба, зависит от трех основных факторов. Во-первых, при подвижной рабочей силе перемещения населения велики, что позволяет некоторым районам увеличивать население; достижение этих успехов требует растущих площадей для размещения этого дополнительного населения. Во-вторых, сравнительные преимущества округов в производстве влияют на рост их доходов. Страны с районами, где производительность труда высока, в состоянии позволить этим районам расти и генерировать кластеры. В-третьих, в отраслях, где возможна специализация и кластеризация, региональные торговые издержки становятся более важными для роста. Эти эффекты, вероятно, будут способствовать потенциальному росту в западном Казахстане, Кыргызской Республике и Пакистане.

Источник:https://elibrary.worldbank.org/doi/pdf/10.1596/978-1-4648-1392-4_ch2