• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Проект ОЭСР для озеленения системы общественного транспорта в Кыргызстане

ОЭСР представила отчет по проекту «Низкоуглеродные государственные расходы на национальном уровне в Кыргызстане: разработка программы зеленых государственных инвестиций», реализуемого в рамках сотрудничества Организации с Кыргызской Республикой, а также при участии GREEN Action Task Force.

Основной целью сотрудничества ОЭСР и Кыргызстана является оказание помощи стране-партнеру в создании «зеленого» пути развития, в частности, путем сокращения энерго- и углеродоемкости его экономики. Проект подразумевает помощь Министерству экономики Кыргызстана разработать программу «зеленых» государственных инвестиций в соответствии с передовой международной практикой. Разработчики стремится продемонстрировать на практике, как использовать ограниченные государственные средства для поощрения частного сектора инвестировать в экологически безвредные и социально значимые проекты.

Особое внимание в Программе чистого общественного транспорта (Clean Public Transport  - CPT) уделяется сокращению загрязнения окружающей среды и выбросов парниковых газов (ПГ) в секторе общественного транспорта. Инвестиционная программа также предназначена для поддержки модернизации городского транспортного парка в стране и стимулирования перехода внутреннего рынка на современные автобусы, работающие на более чистом топливе.  Предполагается, что программа будет реализована в два этапа: первый охватывает города Бишкек и Ош, а второй распространяется на районы, расположенные за пределами первоначальных пилотных городских центров (пригороды пилотных городов, а также междугородний транспорт).

Этап 1. (1-2 года) Замена дизельных автобусов,  микроавтобусов, устаревших троллейбусов в Бишкеке на 98 троллейбусов и 118 автобусов, работающих на сжатом природном газе (СПГ). В Оше 17 троллейбусов и 170 новых автобусов на СПГ заменят устаревший парк. Общий объем инвестиций на пилотном этапе оценивается в 59,36 миллионов долларов США, из 29,58 миллионов долларов США вложены со стороны государства.

Этап 2. (до 5 лет). Предусматривается покупка 730 дополнительных новых автобусов на СПГ в Бишкеке, 80 в Оше и 60 на междугородних транспортных маршрутах (т.е. всего 870). Междугородний транспорт также будет усилен 90 новыми дизельными автобусами 139,43 миллиона долларов США, из которых 54,63 миллиона долларов США – государственное финансирование.

Всего на обоих этапах Программы будет получено 1 363 единицы новых транспортных средств - 1 158 автобусов на СПГ, 115 троллейбусов и 90 современных дизельных автобусов. Общие инвестиционные затраты на всю программу оцениваются в 198,8 млн. долларов США.

Данный отчет суммирует результаты и достижения. В нем представлен обширный обзор природоохранного законодательства с учетом стандартов в Кыргызстане и Европейском Союзе, а также технические регламенты, касающиеся общественного транспорта. Он также предлагает обширный сбор первичных и вторичных данных об окружающей среде, транспорте и общественных  услугах. В результате инвентаризационного анализа были учтены обязательства страны в области зеленого роста и изменения климата, а также бюджетные требования. Отчет также основан на итогах нескольких визитах команды проекта в Кыргызстан в 2018 году, в рамках которых обсуждались различные элементы инвестиционной программы с рядом экспертов из государственных учреждений и местных государственных администраций в Бишкеке и Оше, а также с экспертами из различных международных и неправительственных организаций, действующих в стране.

В отчете также обозначены препятствия для реализации программы, среди которых: недостаточные ресурсы для подготовки программы и управления; ограниченная кредитоспособность частных операторов; недостаточная координация и связь в общественном транспорте; неадекватные пассажирские тарифы и система сбора; низкие нормы выбросов и стандарты технического осмотра; слабые ценовые сигналы для использования автобусов на сжиженном природном газе и сжиженном нефтяном газе по сравнению с дизельным; отсутствие надлежащих финансовых продуктов, адаптированных к потребностям сектора; отсутствие интереса к покупке более экономичных автомобилей; слабое управление энергетическим сектором.
В России данное направление также активно развивается, в Указе Президента РФ "О национальных целях и стратегических задачах Российской Федерации до 2024 года" обозначена задача по улучшению качества атмосферного воздуха в крупных городах. Например, в Москве с 2010 года на 100% обновился парк городских автобусов на автобусы 4 и 5 экологических классов, включая электробусы. До конца 2019 года планируется увеличить парк электробусов до 300, а с 2021 года закупать только электробусы. Развитие данного направления и внедрение стандартов ОЭСР может статье почвой для нового вектора сотрудничества стран ЕАЭС. 

Источник: https://www.oecd-ilibrary.org/docserver/b6b91b9a-en.pdf?expires=1570443932&id=id&accname=oid008831&checksum=F14CE7759F140224DDAF0226A5F9BCAB