Государству необходимо активизировать усилия по подготовке людей к трудовой жизни в цифровом мире
Согласно Обзору развития навыков ОЭСР 2019, правительства должны в срочном порядке активизировать свои усилия по совершенствованию политики в области образования и профессиональной подготовки, чтобы помочь людям воспользоваться преимуществами цифровой трансформации и снизить риски автоматизации, такие как увеличение неравенства и безработицы.
Обзор развития навыков 2019 является частью кампании ОЭСР «Я - будущее работы», в рамках которой осуществляется сбор историй, идей и опыта о том, как меняется мир труда, а также о рисках и возможностях, которые создают изменения. На основании собранного материала в Обзоре делается вывод - рынки труда развиваются в ответ на технологические изменения, некоторые страны лучше подготовлены, чем другие, благодаря развитию необходимого уровня квалификации населения.
В итоге, только некоторые станы, такие как Бельгия, Дания, Финляндия, Нидерланды, Норвегия и Швеция, преуспевают в плане развития навыков и эффективных систем непрерывного обучения, необходимых для процветания в цифровом мире. Однако многие другие страны отстают. Япония и Корея, например, имеют большой потенциал, но должны приложить больше усилий, чтобы пожилые работники и взрослые не отставали. Людям в Чили, Греции, Италии, Литве, Словакии и Турции часто не хватает навыков, необходимых для процветания в цифровом мире, а системы обучения недостаточно развиты, чтобы позволить им повышать свою квалификацию.
Генеральный секретарь ОЭСР Анхель Гуррия, представляя доклад в Париже, обозначил роль государства и предприятий следующим образом: «Чтобы помочь людям, правительства должны будут найти правильный баланс между политикой, способствующей гибкости, мобильности рабочей силы и сохранения стабильности работы. Предприятия также играют ключевую роль в обеспечении роста и переподготовки работников, адаптируясь к меняющимся требованиям рынка труда. Совершенствуя наши системы навыков, мы можем гарантировать, что сегодняшняя технологическая революция улучшит жизнь для всех».
Чтобы избежать негативных последствий стремительного изменения рынка труда, ОЭСР рекомендует превратить традиционные системы образования в системы обучения на протяжении всей жизни. Взрослые должны будут повышать свою квалификацию на протяжении всей своей карьеры, чтобы не отставать от изменений на рынке труда. Однако, на данный момент в странах ОЭСР уровень участия в обучении взрослых с низкой квалификацией, которые, вероятно, будут затронуты предстоящими изменениями, на 40% ниже, чем взрослых с высокой квалификацией. Поэтому следует создавать гибкие и более быстрые способы обучения, а цифровые технологии могут помочь в разработке онлайн-ресурсов. Крайне важно также преодолеть отсутствие мотивации, которая, по-видимому, мешает многим низкоквалифицированным взрослым воспользоваться возможностями обучения.
В Обзоре оценивается уровень подготовки, необходимый для работников, чтобы сменить профессию, и подсчитывается, сколько усилий по обучению потребуется для облегчения этих переходов. Результаты показывают, что более половины профессий (54%) с высоким риском автоматизации потребуют либо умеренного (менее одного года), либо серьезного (более одного года) обучения для перехода работников на более качественные и более безопасные рабочие места. Правительствам необходимо создать надлежащие стимулы и механизмы для привлечения работодателей, социальных партнеров и других заинтересованных сторон к участию.
Задача государства заключается в устранении неравенства в возможностях обучения на протяжении всей жизни, адаптации школьной программы к изменяющимся требованиям к навыкам и обеспечении более эффективной подготовки учителей. Технологии могут сыграть большую роль в повышении эффективности, гибкости и адаптации систем образования и обучения к индивидуальным потребностям. Для достижения этой цели важно, чтобы учителя получали поддержку, необходимую им для использования технологий для улучшения результатов учащихся.
Обзор развития навыков ОЭСР 2019, а также страновые заметки для Канады, Франции, Германии, Италии, Кореи, Мексики, Испании, Соединенного Королевства и Соединенных Штатов доступны по адресу: http://www.oecd.org/education/oecd-skills-outlook-2019-df80bc12-en.htm