Взгляд на образование через призму статистики
16-18 октября 2018 года в Тель-Авиве, Израиль состоялась очередная встреча Сети по сбору данных и развитию индикаторов по влиянию образованию на экономику, социальные отношения и рынок труда ОЭСР (LSO). Во встрече приняла участие заместитель директора Центра ОЭСР-ВШЭ Елена Сабельникова.
На мероприятии присутствовали 48 делегатов из 27 стран, а также представители CEDEFOP и European Commission. В традициях группы первым выступил представитель Центрального статистического бюро Израиля с представлением израильской системы образования, каждая из ступеней которой курируется разными министерствами или их совокупностью. Например, начальное образование находится в ведении Министерства образования, тогда как дошкольное – Министерства образования и Министерства труда. Помимо классических ступеней образования израильская система включает в себя, так называемый, краткий цикл третичного образования. В последнее время в Израиле наблюдается повышение интереса к академическим степеням среди населения, основной причиной которого стал рост числа академических колледжей. При этом средний возраст поступления на программы бакалавриата является одним из самых высоких в странах ОЭСР – 24 года. При получении академических степеней наибольшее число студентов по всем уровням представлено женщинами. Интересным дополнением стало представление статистики по стране в адаптированной любому пользователю форме «Если бы Израиль был деревней из 100 человек».
Так как для разработки показателей используются данные различных международных исследований, в том числе PIAAC, одним из обсуждаемых вопросов стал второй цикл проекта. На текущий момент в 2021-2022 годах в рамках второго цикла планируется участие 32 стран. Эксперты дорабатывают биографический опросник, проект рамки исследования. В настоящее время оцениваются читательская и математическая грамоnность, а также решение задач в технологически насыщенной среде и то, как эти навыки используются на работе, дома и в обществе. В число оцениваемых навыков предлагается включить адаптивное решение задач, социальные и эмоциональные навыки и исследование работодателей. Кроме того, важным аспектом будущей оценки станет участие в формальном и неформальном обучении.
На встрече обсуждались не только общие вопросы работы группы, касающиеся использования результатов исследований и подготовки ежегодной публикации «Взгляд на образование», но и проводилась работа в отдельных группах по разным тематикам:
- переход от учебы к работе;
- социальные и образовательные результаты;
- образование взрослых;
- экономические результаты.
Результатами работы групп стали:
В ближайшее время работа группы будет сосредоточена на пересмотре показателей, включенных в последнюю публикацию «Взгляд на образование» с фокусировкой на профессиональном образовании и обучении (VET), разработке методологии оценки, тематик будущих публикаций на 2019-2022 гг. В 2019 году основным направлением исследований станет третичное образование, в 2020 – профессиональное образование и обучение. Также часть материала будет посвящена 4 Цели устойчивого развития, включая оценку образовательной траектории до момента участия в третичном образовании, альтернативные пути получения образования, обеспечения гендерного равенства в доступе к образованию, уровень развития навыков на выходе из третичного образования.