• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Взгляд на образование 2018

«У каждого человека есть возможность достижения успеха, позволяющего расти, развиваться и вносить вклад в развитие всего общества», считает Генеральный секретарь ОЭСР Анхель Гуррия. С его точки зрения, основная задача международного сообщества состоит в том, чтобы по максимуму исключить негативное влияние личных и социальных обстоятельств на реализацию потенциала учащихся. Эксперты ОЭСР опубликовали очередной обзор системы образования, в центре внимания которого стоит проблема равенства, берущая начало в образовании и оказывающая влияние и на рынок труда.

Равный доступ к качественному образованию является одной из 17 Целей устойчивого развития (ЦУР), обозначенных в 2015 году на заседании Генеральной ассамблеи ООН. ОЭСР ежегодно проводит межстрановой сравнительный анализ систем образования, в поле которого входят страны-члены Организации, а также партнеры, одним из которых является Российская Федерация.

Проблема равного доступа к образованию берет свое начало с раннего детства – если мать не имеет высшего образования, то дети из такой семьи с меньшей вероятностью будут вовлечены в программы воспитания и обучения в раннем возрасте (ЕСЕС). Подобная ситуация складывается и с высшим образованием – дети из семей, в которых родители не имеют высшего образования, также реже достигают успеха в образовании. При этом, не смотря на тот факт, что когнитивное развитие ребенка начинается еще задолго до достижения школьного возраста, правительства до сих пор тратят больше денег на поддержку высшего образования, чем дошкольного.

Справка

Финансирование начального, среднего, послешкольного (но не высшего) и высшего образования из государственного бюджета в странах ОЭСР в 2015 году составило 90% и 66% соответственно. На дошкольные учреждения в 2015 году приходилось 83% от общего объема финансирования. Не смотря на это, каждый третий ребенок в странах ОЭСР посещает дошкольное учреждение, финансируемое из частных источников. При этом на уровне высшего образования этот показатель значительно ниже.

Это связано с тем, что современный рынок труда, ввиду технологических изменений и цифровизации, повышает спрос на высококвалифицированных специалистов, вытесняя людей с низкой квалификацией. Неравенство в доступе к образованию порождает неравенство в обществе в целом и на рынке труда, в частности. Для достижения справедливости в образовании странам следует ориентировать финансовые ресурсы на поддержку участия наиболее уязвимых слоев населения.

В России уровень участия детей в программах организованного обучения за 1 год до приема в школу в 2016 году составил 96%, выше среднего показателя в странах ОЭСР (95%). В то время как уровень доступа взрослого населения к формальному и неформальному образованию составил всего 19%, ниже среднего показателя в странах ОЭСР (49%).

Важной проблемой остается профессиональная подготовка учителей, которые должны иметь хорошие возможности для профессионального развития и правильные педагогические знания для выявления и поддержки способностей всех учащихся. При этом в педагогической профессии до сих пор сохраняется гендерный разрыв - почти все учителя начальных классов – женщины, а на уровне высшего образования - только каждый второй преподаватель женского пола. За последнее десятилетие гендерный разрыв увеличился на начальном и среднем уровнях и уменьшился на уровне высшего образования. Привлечь мужчин к преподаванию особенно сложно. Средняя фактическая заработная плата учителей-женщин равна или превышает среднюю заработную плату других женщин с полной занятостью и высшим образованием, при этом учителя-мужчины начальных и средних классов зарабатывают от 77% до 88% от среднего заработка мужчин с полной занятостью и высшим образованием.

Гендерные различия сохраняются и среди учеников - мальчики чаще, чем девочки, повторно проходят образовательный курс, бросают школу и не получают высшего образования. В странах ОЭСР среди мужчин в возрасте 25-34 лет всего 38% получают высшее образование, среди женщин – 50%. Женщины, не смотря на большие успехи в школе, по-прежнему, имеют более низкий уровень занятости и доход. Более того, они с меньшей степенью вероятности поступают и получают высшее образование в высокооплачиваемых областях.

Таким образом, не смотря на рост активности государств по решению проблемы равного доступа к образованию в последние десятилетия, разрывы в образовании (по социально-экономическому статусу, по полу и т.д.) до сих пор сохраняются и даже увеличиваются. Эксперты ОЭСР в своем докладе обозначают барьеры и предлагают пути обеспечения равных возможностей для реализации потенциала каждого гражданина.

Источник: https://www.oecd-ilibrary.org/docserver/eag-2018-en.pdf?expires=1537170442&id=id&accname=guest&checksum=F38E656CDEFD3964F9FBA1DB309F0591