Искусственный интеллект: "умные" машины, "умная" политика
Искусственный интеллект является одной из наиболее популярных и противоречивых тем современной международной повестки. В октябре 2017 года под эгидой ОЭСР была проведена конференция "AI: Intelligent Machines, Smart Policies”, на которой обсуждались возможности и вызовы использования искусственного интеллекта, а также роль политической и международной кооперации. Эксперты ОЭСР опубликовали доклад по итогам конференции.
В конференции приняли участие эксперты, политические деятели, а также представители гражданского общества. Ключевым вопросом обсуждения стало преобразование общества, правительства, промышленности по мере внедрения систем искусственного интеллекта (ИИ) и выработка соответствующих политических мер по управлению этим процессом.
Ключевые выводы и рекомендации по итогам конференции:
ИИ трансформирует экономические и социальные секторы глубже и быстрее, чем ожидалось
При использовании систем ИИ необходимо руководствоваться задачами по обеспечению благополучия и процветания, а также защите индивидуальных прав и демократии. Не вызывает сомнения тот факт, что искусственный интеллект помогает сделать бизнес более продуктивным, повысить эффективность работы правительства и освободить работников от рутинных задач, а также может найти решение многих наиболее острых глобальных проблем, таких как изменение климата и расширение доступа к качественному образованию и здравоохранению.
Охват использования искусственного интеллекта стремительно растет, правительство должно быстро реагировать на изменения
Исследования в области искусственного интеллекта развиваются стремительными темпами, при этом цикл внедрения результатов исследования в реальную жизнь все больше сокращается по причине широкой вовлеченности частного сектора. Поэтому необходимо развивать надежное и своевременное взаимодействие между правительством, промышленниками, экспертами в технической сфере и общественностью. Правительство также должно активно использовать потенциал внедрения искусственного интеллекта в таких секторах как образование, общественная безопасность, здравоохранение, включая меры по их развитию в инвестиционный план.
Адаптация новых политических мер к использованию ИИ на рабочем месте
Внедрение ИИ не только создает новые возможности на рабочем месте и в повседневной жизни, но также замещает человека, лишая некоторых людей средств к существованию. Например, в области распознавания изображений производительность ИИ увеличилась с 70% до 96% за период 2010-2017 гг., в то время как производительность человека осталась на уровне 95%. Правительство, в данном случае, должно адаптировать существующие меры и развивать новые стратегии по подготовке граждан, педагогов и бизнеса к работе будущего в целях минимизации негативных последствий.
Развитие процессов автоматизации и роботизации на рабочем месте не должно привести к увеличению экономического неравенства между людьми, компаниями и странами. Правительство должно сотрудничать с бизнесом в целях разработки программ по обеспечению равного доступа к технологиям искусственного интеллекта, например, для малых и средних предприятий.
В рамках конференции также было выражено беспокойство по поводу концентрации технологий и финансовых ресурсов в руках небольшой группы компаний и стран, а также по поводу механизмов автоматизации рабочих мест. В целях борьбы с этими вызовами, например, компания Google бесплатно распространяет технологии машинного обучения.
Использование ИИ требует расширения доступа к данным
В целях расширения доступа к данным необходимо проводить политику открытых данных, улучшения совместимости данных и стандартизации их формата, также необходимо совершенствовать процесс управления персональными данными.
Применение ИИ широко распространено в исследованиях земли и в науке, а также используется для борьбы со стихийными бедствиями, в области транспортировки нефти и газа, для прогнозирования экономической деятельности стран на микро- и макроуровне. Поэтому необходимо укреплять платформы распространения данных и создавать системы управления данными, основанные на использовании всеобъемлющей информации и коммуникационных технологий.
Учет угроз частной жизни и демократических принципов
Использование ИИ вызывает много противоречий, особенно в области использования персональных данных, например, в рамках социальных сетевых платформ, и вмешательства в демократические процессы. По данному вопросу на конференции обсуждалась роль нового Общего регламента защиты данных Европейского союза (General Data Protection Regulation), который выступает как средство укрепления защиты данных в Европе и ужесточения мер наказания за неправильное использование.
Призыв к прозрачности и ответственности
Искусственный интеллект должен быть понятен для людей - цепочка рассуждений, приводящая к принятию решения, должна быть понятна без технического образования. Важно также урегулирование ответственности использования самообучающихся и автономных систем, здесь необходима разработка стандартов безопасности и ответственности для потребительских товаров, а также переосмысление того, как распределить ответственность и обеспечить соблюдение норм безопасности для производителей и пользователей.
Формулировка общих принципов для ИИ в обществе
Общую рамку обсуждений по данной тематике задают уже имеющиеся этические кодексы и лучшие практики, среди которых «Глобальная инициатива по этическим соображениям при разработке автономных систем», Асиломарские принципы, Руководство по ИИ и НИОКР Министерства внутренних дел и коммуникаций Японии и пр.
Перед ОЭСР также была поставлена задача в перспективе обобщить всю имеющуюся информацию и разработать ключевые принципы государственной политики и международного сотрудничества в области использования ИИ в рамках проекта цифровой трансформации «Going Digital».
Одной из национальных целей развития России является «обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере», поэтому вопрос управления последствиями внедрения технологий ИИ также актуален. Использование опыта и лучших практик ОЭСР поможет российскому руководству в разработке более эффективного политического курса в области цифровизации.