• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Предупрежден, значит, вооружен»: исследование опыта оценки рисков в странах ОЭСР

Предупрежден, значит, вооружен!
Многие чрезвычайные обстоятельства нельзя предсказать, однако, национальным правительствам необходимо быть готовыми к оперативному реагированию на них. Доклад ОЭСР повествует об особенностях Национальной оценки риска в странах-участницах организации.

«Предупрежден, значит, вооружен»: исследование опыта оценки рисков в странах ОЭСР

Какой бы эффективной ни была государственная политика, она не является единственным фактором, определяющим благосостояние человека. Природные катастрофы, терроризм, эпидемии болезней – все эти чрезвычайные обстоятельства влекут значительные экономические, социальные и политические последствия, устранения которых граждане ожидают от государства.


         Для оперативного и результативного реагирования на непредсказуемые сценарии, большинство стран-участниц ОЭСР уже адаптировало запущенную в 2009 году инициативу «Национальная оценка рисков» (National risk assessment, NRA). Согласно опросу, проведенному среди 20 государств, основной целью НОР является обеспечение своевременного информирования различных типов институтов, а также ответственных ведомств на всех уровнях государственной власти.




Согласно рекомендациям ОЭСР, однако, национальная оценка риска должна перерасти из метода коммуникации мер реагирования в инструмент предупредительного анализа потенциальных сфер риска. В таком случае ключевыми вопросами являются проблемы выбора списка институтов-участников программы и выработки критериев определения уровня опасности тех или иных событий.

С точки зрения определения заинтересованных лиц, распространено две модели: риски коммуницируются по мере их выявления профильными ведомствами, или создаются специальные рабочие группы с участием государственных и частных институтов, представителей науки, неправительственных организаций для аналитического определения опасных ситуаций. Второй метод признается более действенным в виду того, что позволяет не упустить риски, возникающие на стыке профилей ведомств.

Для определения уровня опасности предлагается использовать матрицу, критериями которой выступают вероятность наступления события, где «очень низкая» вероятность определяется как значения, не превосходящие значения 1 к 2000 случаев, и опасность в случае наступления, ранжируемая традиционно по пятибалльной шкале.





Данная матрица используется в 72% стран-участниц ОЭСР. Аналитики организации выявили, что в соответствии с данной схемой оценки риска, максимальный уровень опасности для государств-участниц организации заключают в себе: производственные катастрофы (например, аварии на ядерном реакторе), вялотекущие (засуха) и стихийные бедствия (землетрясение).

Учитывая общую рекомендацию ОЭСР о необходимости привлечения в процесс выработки политических решений всех заинтересованных сторон, всеобъемлющий процесс выявления национальных рисков становится обязательным условием для организации процесса предупреждения и оперативного реагирования на возникающие катастрофы. Следующим шагом после установления эффективной системы выявления рисков является выборочная коммуникация выявленной опасности населению государства.

Отметим, что основные категории угроз национальной безопасности России соответствуют вышеуказанным рискам, выделяемым ОЭСР, и закреплены в «Основах государственной политики в области обеспечения безопасности населения Российской Федерации…», публикуемых МЧС России. 

Источник: https://www.keepeek.com//Digital-Asset-Management/oecd/governance/national-risk-assessments_9789264287532-en