Эксперт Центра прокоментировал предстоящее заседание межправительственного совета ЕАЭС
Ведущий Эксперт Центра Владимир Изотов в интервью новостному агентству Sputnik прокоментировал запланированное на 9 октября в Ереване заседание межправительственного совета ЕАЭС
Межправсовет пройдет на фоне беспрецедентно высоких политических рисков в странах ЕАЭС. Все ещё непонятно, смогут ли присутствовать представители кыргызской стороны. Если ситуация не позволит, меняется формат мероприятия: вместо Межправсовета состоится рабочая встреча премьер-министров. Деструкция кыргызского политического поля подается в СМИ преимущественно как реакция на итоги парламентских выборов. Между тем с мая текущего года руководство страны посылало сигналы экономического бедствия на самый высокий международный уровень. Бишкек оказался неспособен обслуживать внешний долг и просил о его реструктуризации. В том числе по механизму обмена долга на совместные проекты с международными организациями в сфере здравоохранения, социальной политики продовольственной безопасности. Очевидно, между этими событиями, существует неявная связь.
Пандемические реалии в ЕАЭС отражает включение в повестку обсуждения вопроса о санитарно-эпидемиологической ситуации и возобновлении внутреннего пассажирского сообщения. Однако, главный стратегический вопрос - доработка проекта Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года. Это важнейший (после Договора о ЕАЭС) документ, своего рода среднесрочная «линия жизни» всего Союза, залог сохранения логики движения к глубокой экономической интеграции. После известных диссонансов, прозвучавших на президентском уровне в мае этого года (заседание ВЕЭС в формате видеоконференции), ЕЭК сосредоточила усилия на «тонкой настройке» документа. Большая часть разногласий (28 из 36) снята. Компромисс по оставшимся будут искать в Ереване.
Другой важный вопрос в повестке - регулирование трансграничной (внешней) электронной торговли товарами. Он не только отражает глобальную тенденцию на цифровую трансформацию интеграционных процессов (за два дня до Межправсовета, 7 октября, профильные министры стран ЕАЭС заявили о необходимости создания общей цифровой платформы), но и предусматривает улучшение координации российских и зарубежных онлайн-площадок. Это позволяет получать понятные эффекты от интеграции для всех граждан - улучшается сопутствующий сервис и скорость доставки товаров.В числе вопросов более рутинного характера – продолжение реализации мер по совместному развитию экспорта, прогноз развития агропромышленного комплекса, маркировка отдельных видов молочной продукции, проработка механизма расчетов в национальных валютах и порядка перечисления сумм ввозных таможенных пошлин с использованием расчетно-клиринговой системы ЕАБР и ряд других. Также планируется утверждение отчета об исполнении бюджета ЕАЭС на этот год и принятие бюджета на следующий.
Итоги Межправсовета не будут сенсационными. Идет последовательная работа по совершенствованию Стратегии - 2025 и поэтапному устранению ограничений и барьеров, в том числе возникших во время пандемии. В сложившемся положении главное продемонстрировать, что евразийская экономическая интеграция и обеспечивающие её институты способны держать удар во время политических (Белоруссия, Кыргызстан) и военных (Армения) потрясений. Важно послать положительный внешний импульс, в том числе партнерам на постсоветском пространстве, которые нацелены на более тесную интеграцию с ЕАЭС (Молдова как наблюдатель, Узбекистан – как претендент на этот статус). Кстати, за ходом ереванской встречи будут внимательно следить и в Латинской Америке. Куба также подала заявку на статус наблюдателя. В ЕЭК допускают, что вопрос может быть положительно решен до конца текущего года.
Материал на основе интервью размещён по ссылке.
Изотов Владимир Сергеевич
ведущий эксперт Центра компетенций по взаимодействию с международными организациями