Стандарты ОЭСР для России и ЕАЭС
О проекте «Анализ принципов проектного управления, инструментов, лучших практик ОЭСР и разработка предложений по их использованию в приоритетных проектах стратегического развития, документах стратегического планирования и государственных программах Российской Федерации, а также нормативно правовой базе евразийской интеграции»
Актуальность исследования обусловлена, с одной стороны, введением Правительством Российской Федерации института приоритетных проектов и программ и необходимостью использования лучшего зарубежного опыта для совершенствования данного подхода к государственному управлению, с другой стороны - активизацией сотрудничества РФ с ОЭСР и наличием ряда поручений Правительства Российской Федерации, связанных с реализаций совместных проектов и исследований с ОЭСР и использованием стандартов ОЭСР в процессе совершенствовании российского и евразийского законодательства и документов стратегического планирования России.
Цель – проведение комплекса научно-исследовательских работ по анализу принципов проектного управления, регуляторных инструментов, лучших практик ОЭСР и разработка предложений по их использованию в приоритетных проектах стратегического развития, документах стратегического планирования и государственных программах Российской Федерации, а также нормативной правовой базе евразийской интеграции
Задачи научного исследования:
1. Анализ принципов проектного управления и проектного финансирования, используемых ОЭСР, и разработка рекомендаций по использованию опыта ОЭСР для совершенствования института приоритетных проектов и программ в РФ;
2. Анализ регуляторных инструментов, стандартов и лучших практик ОЭСР с учетом текущей актуализации нормативно-правовой базы ОЭСР и разработка научно обоснованных предложений по имплементации регуляторных инструментов, стандартов и лучших практик ОЭСР в государственные программы и приоритетные проекты РФ, а также рекомендаций по актуализации Плана законодательной работы по приведению российской нормативно-правовой базы в соответствие с нормами ОЭСР;
3. Анализ возможностей использования стандартов и лучших практик ОЭСР в процессе развития нормативно-правовой базы евразийской интеграции с учетом национальных интересов и стратегических задач РФ на пространстве ЕАЭС;
4. Реализация комплексной экспертно-аналитической поддержки федеральных органов исполнительной власти с ОЭСР в соответствии с Планом работы по взаимодействию Российской Федерации с ОЭСР на 2018 год и Планом участия федеральных органов исполнительной власти в заседаниях рабочих органов ОЭСР в 2018 году;
5. Мониторинг передовых направлений научно-исследовательской и проектной деятельности ОЭСР и разработка рекомендаций по участию в ней России;
6. Подготовка статистических и аналитических материалов по Российской Федерации для специализированных обследований, баз данных и публикаций ОЭСР;
7. Проведение не менее двух экспертных семинаров по тематике использования принципов проектного управления, регуляторных инструментов, лучших практик ОЭСР в приоритетных проектах стратегического развития, документах стратегического планирования и государственных программах Российской Федерации, а также нормативно правовой базе евразийской интеграции;
8. Информирование органов власти и профессиональных сообществ о результатах и возможностях сотрудничества с ОЭСР при реализации стратегических задач проектного управления на национальном, региональном и институциональном уровнях, а также в ходе текущей совместной с ОЭСР научно-исследовательской и экспертно-аналитической деятельности.
Новая концепция многостороннего взаимодействия ОЭСР
В условиях повышения международной нестабильности возникает необходимость своевременного реагирования на быстроменяющиеся условия жизни и экономической деятельности, а также решения общеполитических проблем стран. Современная система выработки политических мер несовершенна, о чем свидетельствует финансовый и экономический кризис 2008 года, искажение трансграничной конкуренции, сохранение проблемы неравенства доходов и возможностей в обществе, текущее восприятие финансовой несправедливости, негативная сторона растущей взаимозависимости экономик и т.д.
Для ответа на эти вызовы ОЭСР намерена разработать новую концепцию многостороннего взаимодействия, которая будет базироваться на трех принципах: Connectedness (взаимосвязанность), Impact (воздействие) и Engagement (вовлеченность).
По каждому из этих принципов разработаны направления деятельности, которые подробно описаны в аналитической записке «Стратегические подходы ОЭСР к многостороннему сотрудничеству: взаимосвязанность, воздействие, вовлеченность».
ОЭСР и ЕАЭС: перспективы сотрудничества
ОЭСР играет ключевую роль в координации экономической политики на международном уровне. Сотрудничество с ОЭСР и ее лучшие практики и стандарты необходимы на текущем этапе формирования новой интеграционной повестки ЕАЭС и постепенного перехода стран Союза к согласованным мерам политики по реализации структурных реформ в области макроэкономики, промышленности, транспорта, сельского хозяйства, проведения политики модернизации и инновационного развития.
"Зеленые" стандарты и практики
«Удовлетворение потребностей настоящего времени не должно подрывать способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности», гласит концепция устойчивого развития. Обеспечение «зеленого» роста означает содействие социальному и экономическому развитию при одновременном обеспечении охраны окружающей среды, неистощительного использования природных ресурсов в интересах человечества.
В рамках реализации ЦУР и Парижского соглашения по климату эксперты ОЭСР разрабатывают рекомендации и индикаторы, которые помогают странам перейти к гибкой низкоуглеродной экономике.
Для России вопрос обеспечения «зеленого» роста также выходит на повестку дня. В Указе Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» в области экологии было обозначено несколько целевых направлений: эффективное обращение с отходами производства и потребления, кардинальное снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха в крупных промышленных центрах, повышение качества питьевой воды для населения, экологическое оздоровление водных объектов и сохранение биологического разнообразия. В рамках ЕАЭС также все больше внимания уделяется вопросам устойчивого развития.
Вопрос использования опыта ОЭСР в области обеспечения «зеленого» роста подробно рассматриваются в материале «Зеленый» рост - перспективы применения стандартов и лучших практик ОЭСР в России и ЕАЭС
Устойчивое развитие городов
ОЭСР большое внимание уделяет вопросам устойчивого развития городов в соответствии с принципами «зеленого» роста, включая вопросы экологии в городах и повышения качества и комфортности городской среды.
В настоящий момент среди направлений реализации международных стандартов и лучших практик можно отметить следующие: «зеленая» городская инфраструктура и принципы устойчивого развития в городской и строительной политике; обеспечение доступности жилья в соответствии с международными стандартами; формирование комфортной городской среды и повышение ее качества; цифровизация рынка ипотечного кредитования и строительства, «умные города»; децентрализация управления и развитие механизмов межведомственной координации в городской и жилищной политике; международные стандарты статистического наблюдения в жилищной сфере.
Согласно Указу Президента Российской Федерации №204 одной из приоритетных целей государственной политики является разработка и последующая реализация национальных проектов, в перечень которых включен проект в сфере жилья и городской среды. В рамках проекта предполагается достижение ряда показателей, таких как повышение комфортности городской среды, в том числе с прямым участием граждан в ее формировании, уменьшение числа городов с неблагоприятной средой и другие. Некоторые страны-партнеры по ЕАЭС, например Казахстан, уже проводят политику увязки стандартов и практик ОЭСР со своей внутренней политикой в данной сфере.
Подробнее об использовании стандартов и практик ОЭСР в жилищной политике в аналитической записке Лучшие практики ОЭСР в области жилищной политики - возможности использования в России и ЕАЭС
Реформирование системы пенсионного обеспечения
ОЭСР уделяет большое внимание пенсионной системе как фактору экономической стабильности. Основная цель недавних реформ состояла в задержке выхода на пенсию за счет повышения установленного законом пенсионного возраста, ужесточении положений досрочного выхода на пенсию и повышении стимулов для увеличения продолжительности включенности в профессиональную деятельность.
Многоуровневый подход к пенсионной политике сочетает в себе государственные и частные пенсионные схемы, различные режимы финансирования и разные права, а также принципы накопительства в комплементарном виде. Цель заключается в достижении более значительного совокупного результата, когда дело касается целей пенсионной политики. Частные пенсии формируют более тесные связи между деятельностью на рынке труда и финансовым состоянием в пожилом возрасте, в то время как они также несут риск, связанный с разделением в социальной политике, которому может подвергнуться человек в пожилом возрасте. Эти аспекты играют важную роль, потому что они в обязательном порядке оказывают влияние на уровень адекватности пенсий и устойчивость системы, а вместе с тем и на жизнеспособность пенсионной политики.
В 2018 году в России также был поднят острый вопрос повышения пенсионного возраста в рамках реформирования пенсионной системы, при этом параллельно происходит формирование общего рынка труда и согласование политики в сфере пенсионного обеспечения в рамках ЕАЭС.
Перспективы использования опыта ОЭСР в области пенсионного обеспечения подробно освещены в материале Использование опыта ОЭСР для совершенствования политики пенсионного обеспечения в России и странах ЕАЭС
Горизонтальный подход ОЭСР в процессе выработки лучших практик
Широкий круг областей, охватываемых ОЭСР, делает ее идеальным форумом для изучения межсекторальных вопросов, анализа синергизма и взаимосвязей в политике в целях предоставления странам-членам и странам-партнерам своевременных и целенаправленных рекомендаций по вопросам политики. Горизонтальные проекты представляют собой крупные организационные инициативы, которые, как правило, предполагают сотрудничество между двумя и более директоратами или секторами политики в целях решения сквозных и взаимосвязанных вопросов в установленные сроки и в соответствии с конкретным мандатом. Подробнее в аналитической записке Горизонтальный подход ОЭСР в процессе выработки лучших практик
Стандарты ОЭСР в сфере регуляторной политики
Стандарты и исследования ОЭСР в сфере государственного управления, регуляторной политики могут послужить качественной основой для совершенствования российского государственного управления и правового регулирования в сфере формирования и реализации такого нового инструмента как приоритетные (национальные) программы и проекты.
Развитие регуляторной политики в рамках ОЭСР осуществляется как путем принятия соответствующих общих стандартов в рамках Рекомендаций Совета ОЭСР, так и в рамках рекомендаций, публикуемых в страновых обзорах и общих исследованиях по перспективам развития регуляторной политики.
Подробнее в материале Стандарты ОЭСР в сфере регуляторной политики – возможность использования в приоритетных (национальных) проектах и программах Российской Федерации
Опыт ОЭСР в области регулирования налогов
Процессы глобального экономического регулирования в области налогообложения имеют историческую и институциональную преемственность. ОЭСР фактически продолжила экономические исследования Лиги Наций (1919-1946), признавшей, что взаимодействие внутригосударственных налоговых систем может приводить к двойному налогообложению и негативно влиять на динамику международной торговли.
Эти вопросы находятся в фокусе внимания организации с середины 1950 годов. В 1956 г. учрежден Комитет ОЭСР по фискальным вопросам, который в 1963 г. разработал модельную налоговую Конвенцию по избежанию двойного налогообложения доходов и капитала. Данный документ более полувека является основой международной налоговой архитектуры и всех современных редакций Договоров об избежании двойного налогообложения. На протяжении этого времени ОЭСР ведет глобальные исследования прямых и косвенных налогов, опираясь на горизонтальное взаимодействие стран-членов и всех заинтересованных государств, а также представителей бизнеса (в рамках Консультативного комитета по бизнесу и промышленности) и гражданского общества.
Подробнее в аналитичсекой записке Деятельность ОЭСР в области налоговой политики: глобальные модели для лучших государственных и наднациональных практик. Перспективы имплементации стандартов в России и ЕАЭС
Опыт ОЭСР в области науки и инноваций
Россия, как и другие страны, развивается в условиях множества глобальных трендов и вызовов, заметно меняющих «картину» мира, позиции, интересы и возможности различных игроков. Важная роль в становлении и изменении этой «картины» принадлежит сфере науки, технологий, инноваций (НТИ).
Здесь возникает множество факторов и драйверов, воздействующих на появление и развитие новых рынков, технологий и продуктов, трансформацию традиционных секторов, потоки знаний, технологий, капитала, человеческих ресурсов и др. В этих условиях возрастает потребность в углубленном понимании происходящего, обсуждении общих, рамочных, а, зачастую, и согласованных подходов к управлению в этой сфере.
Ключевую роль в формировании мировой повестки и эффективных управленческих подходов/ практик в сфере НТИ играет ОЭСР. Эта международная организаций формирует международные стандарты в сфере НТИ (нормативные документы – legal instruments, стратегические документы, стандарты статистического наблюдения, включая Руководства Осло и Фраскати); функционирует как популярная в профессиональном сообществе и среди политиков коммуникационно-информационная платформа, обеспечивающая возможность проведения передовых исследований, политического и экспертного диалога на разных уровнях.
Подробнее в материале Использование стандартов ОЭСР в сфере науки, технологий и инноваций в России
Стандарты ОЭСР в сфере образования
В сфере образования ОЭСР является флагманом разработки и внедрения наилучших мировых стандартов, учета тенденций развития как образовательного сектора, так и смежных секторов, включая рынок труда как имеющее сильную взаимосвязь со всеми секторами.
При этом регуляторика учитывает не только документы, разработанные самой ОЭСР, но и стандарты других организаций, например, таких как Организация объединенных наций (ООН) в части Целей устойчивого развития, в частности, Цель 4: Качественное образование (обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение обучения на протяжении всей жизни для всех).
Подробнее в материале Перспективы внедрения стандартов и лучших практик ОЭСР в области образования в России
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.