Планы расширения БРИКС
БРИКС часто рассматривается как перспективная альтернатива, противовес институтам, в которых традиционно доминируют ценности и порядки западного мира. Поэтому неудивительно, что сегодня все больше развивающихся государств активно проявляют интерес к членству в этом объединении. Однако сами страны-участницы БРИКС по-разному воспринимают потенциальное расширение.
В 2023 году перед группой стран БРИКС стоит важная задача – принять решение о возможном увеличении числа участников объединения, а также разработать критерии их вступления. На текущий момент заинтересованность в присоединении выражают Иран, Саудовская Аравия, Аргентина, Алжир, ОАЭ, Египет, Бахрейн, Индонезия.
Мнения стран-участниц по этому вопросу несколько расходятся. Главным сторонником расширения выступает китайская сторона. У Пекина на это свои причины: через присоединение большого числа развивающихся стран он надеется повысить собственное влияние. Вовлечение новых участников позволит Китаю успешнее противостоять доминированию западных стран в глобальных институтах, таких как ООН или МВФ. Именно Китай инициировал разговоры о присоединении, рассчитывая на пополнение состава группы собственными союзниками. Председательствующая в этом году ЮАР также положительно настроена на принятие ряда новых государств и видит в этомприоритет деятельности объединения на весь 2023 год.
Значимость подобного шага в современном контексте объясняется усиливающимся давлением со стороны коллективного Запада. Европа и США активно укрепляют собственные альянсы для противостояния растущему потенциалу таких стран, как Китай. Идея консолидации всех сторонников многополярного мирового порядка и создания более справедливой, инклюзивной глобальной архитектуры имеет ключевое стратегическое значение для БРИКС. В основе формирования группы как раз лежала попытка привести в соответствие растущий потенциал развивающихся стран и их политическую представленность на международной арене. Экономический фактор также играет определяющую роль и проявляется, например, в стремлении снизитьзависимость от доллара в валютных расчетах. В данном контексте важно создание в 2014 году Нового банка развития как альтернативы МВФ и ВБ. В 2021 году к институту присоединились Бангладеш и ОАЭ, на очереди Египет и Уругвай. Однако имеются и риски – прием стран с более слабой системой национального хозяйства может негативно повлиять на уже сформированные экономические связи внутри БРИКС.
Что касается позиций остальных трех членов объединения, то здесь все менее что открыто высказалась только за потенциальное вступление Саудовской Аравии. Еще меньше энтузиазма выказывают Бразилия и Индия. Первая не против принципа расширения, но обеспокоена перевесом группы в азиатскую сторону. В ее интересах привлечение новых участников за счет Латинской Америки. Индия в свою очередь выступает за установление системы четких критериев для вступления в БРИКС.
Дальнейшая судьба расширения будет решаться на августовском саммите. По словам посла ЮАР Анила Суклала, на мероприятие будут приглашены африканские лидеры, что также дает намек на перспективы появления новых желающих пополнить ряды БРИКС. Суклал выражает надежду на успешное функционирование расширенного варианта группы, поскольку участвующие в ней страны будут иметь больше точек соприкосновения, чем расхождений.