• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Представляем результаты исследования по взаимодействию России и ОЭСР в социально значимых областях

Центр компетенций по взаимодействию с международными организациями ИСИЭЗ НИУ ВШЭ выполнил работу «Анализ нормативно-правовой базы ОЭСР, оценка последствий присоединения России к правовым инструментам ОЭСР с учетом эволюции национальной законодательной базы и правоприменительной практики и необходимости защиты стратегически важных секторов экономики, и разработка рекомендаций по дальнейшей гармонизации со стандартами ОЭСР». Проект выполнен в рамках прикладных научных исследований НИУ ВШЭ в интересах Правительства Российской Федерации.

Представляем результаты исследования по взаимодействию России и ОЭСР в социально значимых областях

http://www.conceptconsult.ru

На фоне политической напряженности сохраняет высокую актуальность взаимодействие России с влиятельными международными организациями – флагманами глобального экономического регулирования. ОЭСР – одна из таких организаций, сохраняющая курс на конструктивное и взаимовыгодное взаимодействие с Россией даже после приостановки в 2014 году официального процесса присоединения. В этих условиях важно продолжать экспертное обеспечение эффективного и качественного диалога с ОЭСР на долгосрочную перспективу.

Эксперты Центра провели анализ массива международных нормативно-правовых документов ОЭСР. Изучено более 250 документов ОЭСР в наиболее актуальных областях двустороннего сотрудничества. В фокусе детального анализа находились человекоцентричные, социально значимые направления – экология, химия и биотехнологии, образование, наука, цифровая экономика и здравоохранение.  В результате сформирована база данных нормативно-правовых документов Организации. Разработана методология выявления и систематизации преимуществ и рисков от присоединения России к нормативно-правовым актам ОЭСР. Представлены оценки последствий текущей и потенциальной имплементации документов Организации в российское законодательство. Почему для нашей страны   важно уделять   внимание лучшим международным стандартам?  Прежде всего потому, что гармонизированныев международном контексте нормы - условие успешного выхода на глобальные рынки. Присоединение к правовым инструментам ОЭСР и продвижение своих наработок в социально значимых областях – вклад страны в глобальную повестку устойчивого развития.В целом российская нормативно-правовая база соответствует стандартам и лучшим практикам ОЭСР и развивается с их учетом, особенно в новых направлениях регулирования (искусственный интеллект, биотехнологии, цифровая экономика и т.д.). Однако формально Россия пока официально присоединилась к очень незначительному числу документов ОЭСР: в общей сложности к 27, при этом в социально значимых областях всего к 1. Для сравнения, страна-партнер России по ЕАЭС Казахстан, присоединившийся к 39 правовым инструментам, более активно имплементирует международные стандарты в национальное законодательство и правоприменительную практику.  Целесообразно возвращение к комплексной работе по гармонизации, включая актуализацию Плана законодательной работы по приведению российской нормативно-правовой базы в соответствие с нормами ОЭСР, принятие детализированных планов действий по имплементации стандартов ОЭСР в наиболее значимых в социальном плане и политически чувствительных областях (экология, цифровизация, здравоохранение), а также возобновление работы по использованию стандартов ОЭСР при совершенствовании законодательства ЕАЭС.

В контексте санкционного противостояния с рядом западных стран, тактика защиты национальных интересов путем воздержания или отказа от присоединения к документам ОЭСР и принятия на себя дополнительных международных обязательств носит контрпродуктивный характер с точки зрения имиджа страны и выстраивания глобальных стратегических партнерств. В результатах исследования акцентируется необходимость взвешенного подход к гармонизации с учетом нарастающих рисков в чувствительных секторах, в том числе связанных с обеспечением национальной безопасности, прежде всего, в области цифровой экономики, обмена данными, чувствительных аспектов международной торговли.

Помимо правовых инструментов ОЭСР в работе проанализированы перспективные направления исследовательской и проектной деятельности ОЭСР и подготовлены рекомендации для Правительства РФ по участию в ней с точки зрения соответствия важнейшим целям социально-экономического развития России и задачам ее глобального позиционирования. В ходе исследования сделан важный вывод о том, что несмотря на формальную паузу в процессе вступления России в ОЭСР, приоритеты деятельности профильных комитетов Организации по анализируемым направлениям, заявленные цели и реализуемые проекты соотносятся с приоритетными стратегическими задачами развития России. Российское Правительство учитывает положения, рекомендации и лучшие страновые кейсы ОЭСР в нормотворческой практике, в том числе в процессе подготовке стратегий развития на среднесрочную перспективу. В то же время Россия пока недостаточно использует возможности представления результатов государственных реформ и получения международных рекомендаций по повышению эффективности государственной политики в рамках двусторонних проектов с ОЭСР, связанных с подготовкой национальных обзоров политики. Например, по образованию и экологии такие обзоры были в 1990-х годах. Отсутствуют обзоры по науке, цифровой политике, здравоохранению. В целом участие в проектной деятельности ОЭСР открывает   для нашей страны доступ к передовым исследовательским методологиям, банку статистических данных и лучших практик, возможности предоставления успешного национального опыта и позиционирования в глобальном пространстве. Результаты межстрановых исследований ОЭСР и формируемый банк лучших практик во многом «достраивает» нормативно-правовую базу ОЭСР, в том числе в областях с развивающейся регуляторикой (образование, здравоохранение)

Исследование перспективных направлений проектной работы ОЭСР и мониторинг реализуемых двусторонних проектов России и ОЭСР будут продолжены Центром компетенций по взаимодействию с международными организациями ИСИЭЗ НИУ ВШЭ в 2022 году с выходом на конкретные практические рекомендации, в том числе в свете подготовки очередного двухлетнего Плана работ по взаимодействию с РФ с ОЭСР на 2023-2024 годы.