• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Данные для лучшей жизни

Сегодняшний беспрецедентный рост данных и их повсеместное распространение в нашей жизни являются признаками того, что информационная революция меняет мир. И все же большая часть ценности данных остается неиспользованной. В "Докладе о мировом развитии 2021: данные для лучшей жизни" всемирного банка исследуется огромный потенциал меняющегося ландшафта данных для улучшения жизни бедных людей, а также признается его способность открывать лазейки, которые могут нанести вред отдельным лицам, предприятиям и обществу.

"Доклад о мировом развитии 2021: данные для лучшей жизни" начинается с оценки того, как более эффективное и повторное использование данных может улучшить структуру государственной политики, программ и предоставления услуг, а также повысить эффективность рынка и создание рабочих мест за счет роста частного сектора. 
Поскольку более эффективное управление данными является ключом к осознанию этой ценности, в Докладе затем рассматривается, как инфраструктурная политика, регулирование данных, экономическая политика и институциональные возможности позволяют обмениваться данными для получения экономических и социальных выгод, одновременно защищая от пагубных последствий. 
Доклад завершается вдохновляющим видением интегрированной национальной системы данных и оценкой того, как данные могут принести пользу жизни всех людей, но особенно малоимущих в странах с низким и средним уровнем доходов.
Основные выводы и рекомендации Доклада:
1. Создание нового общественного договора о данных.
Чтобы данные реализовали свой потенциал для изменения жизни, необходимы новые правила поведения - необходим общественный договор о данных. Такой договор позволил бы использовать данные для создания экономической и социальной ценности, обеспечивая при этом равноправный доступ к реализованной ценности, а также укрепляя веру участников в то, что им не будет нанесен вред в результате неправомерного использования данных. Требуются новые усилия для улучшения управления данными внутри страны, а также посредством более тесного международного сотрудничества. Более того, голос стран с низкими доходами должен быть услышан в глобальных дебатах по управлению данными.
2. Увеличение использования и повторного использования данных, чтобы получить большую ценность. 
Использование данных для одной цели не снижает их ценности. Например, расширение доступа к большему количеству пользователей за счет открытых данных, стандартов совместимости и инициатив по обмену данными увеличивает потенциал данных для положительного воздействия на развитие. Большая часть недавнего всплеска новых данных связана с оцифровкой операций фирм. Объединение этих данных с традиционными источниками, такими как переписи населения, национальные обследования, данные государственного управления и данные, полученные от организаций гражданского общества, может помочь заполнить пробелы в данных, обеспечить более своевременные и точные оценки программ и политики и удовлетворить потребности государственной политики. Осознание этой возросшей ценности требует изменения как мышления, так и рамок, регулирующих использование данных.
3. Обеспечение более равноправного доступа к преимуществам данных. 
Серьезное неравенство в способности производить, использовать и извлекать выгоду из данных наблюдается как в богатых, так и в бедных странах, а также среди богатых и бедных людей внутри них. Системы данных, как правило, исключают бедных людей, а статистический потенциал и грамотность данных остаются ограниченными в бедных странах. Многие страны с низкими доходами не имеют инфраструктуры данных, необходимой для быстрого обмена собственным трафиком данных через Интернет и безопасного экономичного доступа к современным хранилищам данных и средствам облачных вычислений. Их небольшой экономический размер также ограничивает доступность данных для машинного обучения и сдерживает развитие отечественного платформенного бизнеса, который мог бы быть конкурентоспособным на глобальном уровне. Усилия по повышению справедливости глобальной системы данных должны учитывать оба типа неравенства.
4. Укрепление доверия с помощью мер безопасности, которые защищают людей от вреда неправильного использования данных. 
Чем больше данных используется повторно, тем выше риск неправильного использования данных. Этот риск очевиден в том числе в связи с нарастанием озабоченности по поводу киберпреступности и возможности слежки по политическим или коммерческим мотивам. Возможности дискриминации по признаку этнической принадлежности, религии, расы, пола, инвалидности или сексуальной ориентации могут еще больше усугубиться из-за растущего использования алгоритмов. Для решения этих проблем требуется регулирование персональных данных на основе прав человека, подкрепленное политиками, обеспечивающими безопасность как людей, так и систем данных, от которых они зависят.
5. Работа над интегрированной национальной системой данных (INDS). 
Хотя новый социальный контракт может изменить баланс и сбросить правила игры для управления данными, реализация этого видения дополнительно требует INDS, которая позволяет передавать данные между широким кругом пользователей таким образом, чтобы облегчить безопасное использование и повторное использование данных. Хорошо функционирующая INDS явно включает производство, защиту, обмен и использование данных в процессе планирования и принятия решений и активно интегрирует различные заинтересованные стороны - отдельных лиц, гражданское общество, научные круги, а также государственный и частный секторы - в жизненный цикл данных и в структуры управления системой. Для создания хорошо функционирующей INDS требуется надлежащее финансирование и стимулы для производства, защиты и обмена данными. Требуются большие инвестиции в физический и человеческий капитал для улучшения управления данными, специализированных аналитических навыков и навыков безопасности данных, а также информационная грамотность населения. В зависимости от отправных точек странам необходимо будет постепенно продвигаться к этой цели. 

Источник: https://openknowledge.worldbank.org/handle/10986/35218