Как коронакризис может увеличить торговые издержки
Секретариат ВТО опубликовал новую информационную записку, в которой содержится предупреждение о возможном увеличении торговых издержек из-за сбоев в работе в связи с распространением COVID-19. В записке исследуется влияние пандемии на ключевые компоненты торговых издержек, особенно те, которые связаны с поездками и транспортом, торговой политикой, а также определяются области, в которых более высокие издержки могут сохраняться даже после сдерживания пандемии.
Ограничения на поездки и закрытие границ были важной частью первоначальной политической реакции на пандемию COVID-19, и эти меры напрямую повлияли на торговлю товарами и услугами. Они нарушили грузовые перевозки, деловые поездки и оказание услуг, которые зависят от присутствия физических лиц за границей. Транспортные и дорожные расходы составляют важную часть торговых расходов и, в зависимости от сектора, по оценкам, составляют от 15 до 31%. Таким образом, ограничения на поездки могут привести к существенному увеличению торговых издержек, пока они остаются в силе.
Эффективность грузовых перевозок имеет решающее значение для торговых издержек в производстве. С начала кризиса COVID-19 морской и наземный транспорт оставался в основном функциональным, хотя иногда регистрировались значительные задержки, но грузовые авиаперевозки серьезно пострадали, и в марте 2020 года глобальные грузовые авиаперевозки сократились на 24,6%. Многие правительства пытаются сделать все возможное, чтобы торговля продолжалась, но в некоторых регионах ограничения на поездки могут серьезно подорвать региональную торговлю и источники средств к существованию.
Продаваемые услуги, которые зависят от физической близости между поставщиками и потребителями, такие как туризм, пассажирские перевозки или услуги по техническому обслуживанию и ремонту, серьезно пострадали от ограничений на поездки и социального дистанцирования, а также столкнулись с непомерным увеличением торговых издержек. Сбои в деловых поездках, которые играют важную роль в установлении и поддержании торговых отношений, а также в управлении глобальными цепочками создания стоимости, также могут повлиять как на бизнес, так и на профессиональные услуги и промышленное производство, хотя это будет зависеть от того, насколько возможно заменить личное общение электронным взаимодействием. Таким образом, качество инфраструктуры информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и готовность к цифровым технологиям будут важными факторами того, насколько хорошо экономики справятся с пандемическим шоком.
По оценкам, на барьеры торговой политики и различия в регулировании приходится не менее 10% торговых издержек во всех секторах. В отношении продуктов, необходимых для борьбы с пандемией, были введены в основном временные меры по упрощению импорта и ограничению экспорта. Первые снижают торговые издержки, а вторые их повышают. Тем не менее, оба типа мер охватили небольшую долю мировой торговли.
Высокий уровень неопределенности усиливает влияние торговых издержек на международную торговлю. Например, в первом квартале 2020 года широко используемый показатель глобального уровня неопределенности был на 60% выше уровней, вызванных войной в Ираке и вспышкой тяжелого острого респираторного синдрома в 2003 году. Неопределенность снижает стремление фирм вкладывать средства в новые торговые отношения, и рост неопределенности также может привести к сокращению финансирования торговли, что, вероятно, нанесет особенно тяжелый урон странам с формирующейся рыночной экономикой и развивающимся странам.
Источник: https://www.wto.org/english/tratop_e/covid19_e/trade_costs_report_e.pdf