Лучшее противоядие от дезинформации во время пандемии - образование
На протяжении последних нескольких месяцев волна дезинформации, связанная с пандемией COVID-19, планомерно подрывает усилия политических лидеров по сдерживанию распространения болезни, наращивая недоверие среди граждан. Поэтому многие международные организации, в том числе ОЭСР, пытаются найти пути борьбы с дезинформацией во время пандемии.
Для сдерживания распространения COVID-19 требуется как чувство индивидуальной ответственности, так и коллективное сознание. В атмосфере недоверия и пробелов в знаниях иногда бывает трудно отличить разумный совет, основанный на фактах, от необоснованных утверждений, которые стремятся ввести в заблуждение. Подобно тому, как пандемия показала, в какой степени наши общества полагаются на услуги, предоставляемые медицинскими работниками, «инфодемия» (как заявлено Всемирной организацией здравоохранения) выявила важность «передовых работников информационной сферы». Действительно, прозрачная, своевременная и надежная информация стала важным ресурсом для расширения прав и возможностей граждан в разгар пандемии.
Кризис COVID-19 вызвал беспрецедентный спрос на «экспертизу». В марте ОЭСР запустила цифровой центр COVID-19, многоязычную цифровую платформу, которая предоставляет своевременную и исчерпывающую информацию о целевых мерах политики по борьбе с последствиями пандемии и повышению готовности стран к восстановлению. ОЭСР также прилагает усилия для повышения осведомленности общественности о дезинформации во время коронакризиса.
Среди последних работ Центра - две новые аналитические записки, в которых исследуется важность общественных коммуникаций и онлайн-платформ в решении проблемы дезинформации. В кратком обзоре «Transparency, communication and trust: The role of public communication in responding to the wave of disinformation about the new coronavirus» анализируется потребность в скоординированном многостороннем подходе к дезинформации с четким общественным руководством и прозрачной коммуникацией.
В записке «Combatting COVID-19 disinformation on online platforms» основное внимание уделяется роли онлайн-платформ, которые могут выступать как в качестве переносчиков дезинформации, так и в качестве соответствующих субъектов, которые могут помочь сдержать распространение ложных утверждений. В кратком изложении рекомендуются четыре основных действия, которые IT-компании, правительства, онлайн-платформы, организации здравоохранения и другие заинтересованные стороны могут предпринять для противодействия дезинформации о COVID-19 в цифровом мире.
В целом, по мнению экспертов ОЭСР, возможно, лучшим противоядием от дезинформации является образование. Для того, чтобы фейковые новости ушли в прошлое, необходимо вооружить будущие поколения правильными навыками цифровой и медийной грамотности. В статье «Navigating ambiguity during coronavirus: Recommendations for tackling the infodemic», авторы подчеркивают - нам необходимо заново откалибровать наши образовательные системы, инвестируя в критическое мышление как необходимый «компас» для навигации и процветания как в онлайн-, так и в офлайн-мире.
Источник: https://www.oecd-forum.org/posts/fighting-disinformation-a-key-pillar-of-the-covid-19-recovery?badge_id=1420-tackling-covid-19
Ситуация в России
Законодательство РФ предусматривает блокировку недостоверных и искажающих факты новостей, также предусмотрены штрафы до 1,5 млн руб. За публикациями следит Роскомнадзор. В ведомстве обещали, что в случае распространения фейков о COVID-19 примут «самые жесткие меры, вплоть до полного и немедленного ограничения доступа к соответствующим информационным ресурсам и лишения лицензий». В марте 2020 года в Москве был создан информационный центр по мониторингу ситуации с коронавирусом. Центр поможет обеспечить эффективную двустороннюю связь: информировать граждан и передавать властям жалобы от населения.