• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Стратегия развития БРИКС и приоритеты для России

29 мая 2020 г. в рамках XXI Апрельской международной конференции по проблемам развития экономики и общества был проведен круглый стол на тему: «Стратегия развития БРИКС и приоритеты для России», организованный Центром компетенций по взаимодействию с международными организациями Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ совместно с Национальным комитетом по исследованию БРИКС и Экспертным советом по подготовке и обеспечению председательства Российской Федерации в объединении.

В круглом столе приняли участие представители Национального комитета по исследованию БРИКС, российских ведомств (МИД России, Минэкономравзития России, Минобрнауки России), Антимонопольного центра БРИКС и экспертного сообщества (НИУ ВШЭ, МГУ имени М.В. Ломоносова, РАНХиГС и др.).

Модераторами круглого стола выступили заместитель первого проректора, директор Центра компетенций по взаимодействию с международными организациями Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Мешкова Татьяна Анатольевна и управляющий директор Национального комитета по исследованию БРИКС, проректор по международным отношениям Дальневосточного федерального университета Панова Виктория Владимировна.

Виктория Панова отметила, что все страны переживают сейчас кризис, источник которого носит экстернальный характер, при этом в год председательства России БРИКС удалось не только продолжить работу, но и обеспечить положительную динамику дальнейшего развития объединения. Текущий кризис стимулировал дополнительные новые инициативы, которые могут продвинуть развитие БРИКС и изменить систему международных отношений в целом. Эксперт подчеркнула, что ввиду этих и других событий, как, например конфронтация между США и Китаем, БРИКС не отходит на второй план, а наоборот, остается предметом пристального внимания, особенно, в вопросе того, что могут предложить 5 стран, чтобы выйти из кризиса, с чем не совсем эффективно справляются G20 и G7.

В своем вступительном слове в начале дискуссии Татьяна Мешкова представила экспертный доклад «Стратегия развития БРИКС и приоритеты для России», подготовленный НИУ ВШЭ совместно с Национальным комитетом по исследованию БРИКС и Экспертным советом по подготовке и обеспечению председательства Российской Федерации в объединении. Т. Мешкова отметила, что экспертный доклад должен был выйти в марте, но в связи с новыми реалиями, его презентация была отложена, а сам доклад – скорректирован. Авторами Экспертного доклада была сделана попытка представить не только текущий контекст, но и посмотреть за горизонт нынешнего кризиса и предположить, какое место может БРИКС занимать в новой складывающейся системе международных отношений и как реагировать на современный самый разнообразный спектр вызовов, позиции и предложения по которым, были озвучены на круглом столе…. Если бы этот доклад, как и планировалось, был опубликован в конце марта, он был бы другим. Совместная работа в новых условиях помогла посмотреть на ситуацию в новом контексте, даже скорее в перспективе преодоления текущих сложностей», отметила Татьяна Мешкова.

Начальник Отдела БРИКС Департамента внешнеэкономического планирования МИД России Калугин Михаил Александрович отметил, что председательство России в БРИКС в 2020 году запомниться, как и председательство в 2015 году, которое уже доказало свою эффективность и по итогом которого БРИКС стали позиционировать как стратегическое партнерство пяти стран. Михаил Кулагин обратил внимание на необходимость корректировки запланированных мероприятий БРИКС, большинство из которых будут адаптированы под современные условия.

Говоря о приоритетах БРИКС, выступающий пояснил, что они в большой мере неизменны, но добавляется вызов пандемии и ответные меры правительств по противодействию. Среди основных приоритетных направлений докладчик выделил три крупных блока: политика и безопасность, политика и финансы, гуманитарное сотрудничество. Среди безусловных приоритетов рассматривается усиление хорошо зарекомендовавшей себя внешней стратегии «БРИКС плюс». Также для партнерства, по словам спикера, важно отлаживание деятельности Нового банка развития БРИКС, который работает с 2016 года. «БРИКС - очень гибкий механизм. Поставленные задачи реализуются, невзирая на пандемию», - отметил М. Калугин.

В экономической повестке партнерства центральное место занимает принятие пятеркой новой Стратегии экономического партнерства БРИКС до 2025 года. Директор Департамента многостороннего экономического сотрудничества и специальных проектов Минэкономразвития России Стапран Наталья Валерьевна акцентировала внимание на том, как могут быть реализованы запланированные проектом Стратегии мероприятия и инициативы в контексте новых реалий. Спикер отметила, что тенденции цифровизации, расширение экономических возможностей стран, устойчивый рост отдельных отраслей в рамках ЦУР 17 были основополагающими элементами Стратегии развития БРИКС. Оказавшись в новой реальности, были попытки переосмыслить актуальность этих блоков. Однако большинство мер являются ad hoc и должны быть завершены после пандемии. По оценкам Натальи Стапран в странах изменилась система потребления, значительная часть торговли перешла в электронную форму и БРИКС нужно договариваться о комплексных мерах и правилах, касательно цифровых услуг. «В новой реальности начинают переоцениваться приоритеты, и, как следствие, решения, которые вырабатываются, исходя из обмена опытом между партнерами», подчеркнула Наталья Стапран.

Заместитель Председателя Правления Национального комитета по исследованию БРИКС Толорая Георгий Давидович поднял ряд актуальных вопросов, на которые странам предстоит искать ответы, среди которых: определение дальнейшего вектора движения, поиск миропорядка альтернативного либеральному, позиционирование БРИКС в условиях геостратегических противоречий, нужен ли экономический рост и многие другие. Эксперт считает, что потенциал у БРИКС дает возможность заявить о себе. Удастся ли сделать это, зависит от многих факторов, в том числе от работы экспертов.

На ряд поднятых Георгием Толорая вопросов постарался найти ответы заместитель директора Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Суслов Дмитрий Вячеславович, сделав акцент на вопросах безопасности. По мнению эксперта принципиально новых вызовов для БРИКС нет, а пандемия и американо-китайский вопрос лишь актуализируют имеющиеся, что является огромным вызовом для БРИКС, который представляется больше не в качестве угрозы, а в качестве возможности для партнерства обновить свою идентичность и усилить свою роль в международных отношениях. «БРИКС надо позиционировать себя, как полноценный инструмент глобального управления, а одним из приоритетов своего развития делать постоянный институционализированный диалог с третьими странами, прежде всего в формате «БРИКС плюс», считает эксперт. 

В работе круглого стола также принимал участие Директор по экономической политике НИУ ВШЭ Симачев Юрий Вячеславович,который такжеотметил, что БРИКС уже давно стоит перед новыми вызовами, а пандемия только привлекла к ним внимание. В первую очередь это вызовы, связанные с новыми промышленности технологиями, цифровая трансформация, биотэк. В БРИКС есть потенциал для выравнивания общих принципов регулирования и странам нужно обратить внимание на модели гибкого развития труда, расширение «гибкой экономики», фрилансерство, усиление роли секторов с коротким циклом и т.п.

Краеугольным камнем в выступлении Директора Центра исследований международных институтов РАНХиГС Ларионовой Марины Владимировны стал вопрос цифровизации. Эксперт отмечает,что один из основных вызовов для БРИКС – формирование будущего миропорядка в совершенно новых условиях. Хотя за 10 лет работы БРИКС с этой задачей не справился, но условия меняются. Приоритетными в БРИКС становятся обеспечение цифрового равенства, влияние на формирующийся коллективный механизм регулирования цифровой экономики и обеспечение цифровой безопасности. Очень важно, по мнению эксперта, преодолеть внутренние противоречия и действовать скоординировано. Для этого по многим направлениям у БРИКС уже есть инструменты, которые надо укреплять и наполнять. Хорошим примером такой координации является Партнерство БРИКС по вопросам новой промышленной революции.

Директор Института экономики и здравоохранения НИУ ВШЭ Попович Лариса Дмитриевна затронула вопрос биологической безопасности, который является одним из наиболее актуальных ввиду пандемии коронавируса и других широко распространенных заболеваний. Эксперт пояснила, что взаимодействие по вопросу наработок средств борьбы с пандемией сейчас находится на невысоком уровне, поэтому БРИКС есть над чем работать в сфере здравоохранения, в том числе и в более расширенном формате.

Заместитель директора Международного департамента Минобрнауки России Железов Борис Валерьевич рассказал про образовательный проект «Сетевой университет БРИКС», который, по словам докладчика, может играть важную роль в формировании образовательного компонента БРИКС. Борис Железов отметил, что «несмотря на политическую поддержку университета, финансовых средств недостаточно. На сегодняшний день необходимо преодолеть герметичный характер проекта и повышать его узнаваемость».

В своём выступлении руководитель Центра биоэкономики и эко-инноваций Экономического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова Сергей Николаевич Бобылев обратил внимание на необходимость переосмысления концептуальной рамки экономического роста и связанные с этим перспективы экологического сотрудничества стран БРИКС. Одним из последствий пандемии стало признание первостепенной ценности человеческой жизни, «социального и экологического качества экономического роста», которые, однако, не учитываются в индикаторах индустриальной экономики, например ВВП. Страны БРИКС как держатели глобально значимых лесных и водных богатств могли бы развивать активное сотрудничество по вопросам биоразнообразия, фармацевтики, экологического туризма и др., тем самым усиливая экологические позиции объединения.

Продолжая экологическую тематику, руководитель Департамента мировой экономики Факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Игорь Алексеевич Макаров отметил уникальность положения стран БРИКС. С одной стороны, их экологическое достояние играет ключевую роль в решении глобальных проблем; с другой – в рамках мировой экономики они специализируются на производстве «грязных» товаров. При этом на фоне повышения ценности окружающей среды возникает дилемма обеспечения экономического роста в условиях существенных экологических ограничений. В связи с этим страны БРИКС могли бы выработать новые модели экономического роста, основанные в первую очередь на новых, устойчивых моделях потребления, ориентации на сокращение социального неравенства и других Целях устойчивого развития. Продвижение таких моделей на глобальном уровне должно вовлекать и развитые страны как основные мировые потребители.

В свою очередь, доцент Факультета мировой экономики и мировой политики и заведующая Ибероамериканским сектором Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Алина Вячеславовна Щербакова рассказала о возможностях для сотрудничества стран БРИКС в области обеспечения глобальной продовольственной безопасности. Торговля продовольствием между странами БРИКС активизировалась вместе созданием объединения в 2009 г., причём «на мировой арене БРИКС не конкурируют – у них различные структуры продовольственных товаров». Учитывая неминуемый рост мировых цен на продовольствие после пандемии, БРИКС необходимо всерьёз заняться инициативой Индии по разработке единой сельскохозяйственной базы данных, что облегчит взаимную торговлю благодаря лучшему пониманию страновых санитарных и фитосанитарных норм. Перспективным также выглядит взаимодействие по вопросам развития «сельского хозяйства 4.0», т.е. рост его интенсивности через повышение наукоёмкости и внедрение высоких технологий.

О сотрудничестве стран БРИКС в области конкурентной политики сообщил директор Института права и развития ВШЭ-Сколково и Антимонопольного центра БРИКС Алексей Юрьевич Иванов. Важность тесного взаимодействия в этой сфере заключается в том, что «антимонопольные правила – это инструмент, с помощью которого слабые экономики могут формировать реальную повестку экономической жизни в мире». С 2016 года антимонопольным органам стран БРИКС удалось во многом синхронизировать свою практику, в частности проводить совместные расследования и принимать скоординированные решения, и в некоторых случаях гармонизировать законодательство. Такие инструменты мягкого реагирования позволяют БРИКС влиять на формирование правил поведения на глобальных рынках в условиях нарастающей экономической напряжённости между США и ЕС с одной стороны и Китаем – с другой.

Исполнительный директор Аналитического центра международных научно-технических и образовательных программ Куклина Ирина Рудольфовна обозначила приоритеты в научно-образовательной сфере БРИКС. Главное на сегодняшний день, по мнению эксперта, – сохранение темпа, который был достигнут за время сотрудничества. Эксперт отметила, что в ряде стран БРИКС научной сфере уделяется больше внимания, чем в России. А проблема недостаточной кооперации между ведомствами стран БРИКС заслуживает особое внимание», отметила Ирина Куклина.

 

По итогам круглого стола будет издан меморандум.

Видеозапись встречи доступна для просмотра по ссылке.

Материал подготовлен совместными усилиями Центра компетенций по взаимодействию с международными организациями Института статистических исследований и экономики знаний Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ.

В экономической повестке партнерства центральное место занимает принятие пятеркой новой Стратегии экономического партнерства БРИКС до 2025 года. Директор Департамента многостороннего экономического сотрудничества и специальных проектов Минэкономразвития России Стапран Наталья Валерьевнаакцентировала внимание на том,  как могут быть реализованы запланированные проектом Стратегии мероприятия и  инициативы в контексте новых реалий. Спикер отметила, что тенденции цифровизации, расширение экономических возможностей стран, устойчивый рост отдельных отраслей в рамках ЦУР 17 были основополагающими элементами Стратегии развития БРИКС. Оказавшись в новой реальности, были попытки переосмыслить актуальность этих блоков. Однако большинство мер являются ad hoc и должны быть завершены после пандемии. По оценкам Натальи Стапран в странах изменилась система потребления, значительная часть торговли перешла в электронную форму и БРИКС нужно договариваться о комплексных мерах и правилах, касательно цифровых услуг. «В новой реальности начинают переоцениваться приоритеты, и, как следствие, решения, которые вырабатываются, исходя из обмена опытом между партнерами», подчеркнула Наталья Стапран.