Анхель Гурриа о глобальном экономическом кризисе
Экономические условия в глобальной перспективе приобретают все более и более негативный характер. Насколько значительным может быть такое воздействие и какие могут быть разработаны сценарии восстановления – эти и другие вопросы обсудили в прямом эфире.
С 12 по 14 мая Financial Times в партнерстве с TNW провела Глобальную цифровую конференцию «Глобальный экономический кризис: что дальше?» для того, чтобы обсудить воздействие пандемии на глобальные экономики, промышленность и рынки, а также возможности и необходимые действия для выхода из сложившейся ситуации. В ней приняли участие лица мирового уровня в политике, бизнесе, технологиях и финансах.
Анхель Гуррия принял участие в обсуждении вопросов глобальной экономики и экономического шока, представив данные по глобальному экономическому воздействию пандемии коронавируса и различным сценариям углубления рецессии, а также о необходимом времени и форме возможного восстановления.
Ситуация с COVID-19 оказала негативное влияние на экономику стран. В первом квартале 2020 году наблюдалось значительное снижение ВВП, особенно в Китае. Однако, сейчас, когда в Китае идет процесс восстановления, для других стран во втором квартале негативное влияние будет еще более сильным, так как ситуация в странах только ухудшится. Количество выявленных случаев заболевания будет увеличиваться.
Безработица растет. Только в США за последние несколько недель около 30 миллионов человек остались без работы. В Европе наблюдаются проблемы с работой у 25-50 % рабочей силы. При этом государства оказывают поддержку таким категориям населения.
Неравенство возможностей, гендерное неравенство – все это приводит к проблемам в секторах, где по большей части задействованы женщины. Их нагрузка увеличивается в связи с тем, что им необходимо балансировать между работой, семьей и собственным здоровьем. Больше всего от роста неравенства в доходах пострадали уязвимые группы населения.
Еще одной проблемой является сокращение цепочек поставок. Такая проблема может привести к серьезным потенциальным последствиям.
Наблюдается вариативность ограничений от строгих до более мягких. По результатам анализа ОЭСР каждый месяц жестких ограничений приводит к падению ВВП на 2%. Такая ситуация провоцирует большой объем последствий, которые невозможно учесть, например, падение спроса в Индии, США, Европе и других странах.
По мнению Анхеля Гурриа, период восстановление будет представлять собой не V-образную кривую, а U-образную. Задача государств и правительств сократить период нахождения в нижней точке настолько, насколько это будет возможно. При этом невозможно сейчас предсказать в каком именно году будет восстановлена экономика в 2021 или 2022.
Такое развитие событий ставит всех перед дилеммой, когда необходимо выбирать между жизнью и благосостоянием, так как кроме разрешения этических, моральных и политических последствий, необходимо победить вирус как можно раньше для того, что снизить расходы на «войну» и обеспечить скорейшее восстановление.
Что касается стран, которые ввели жесткие ограничительные меры, или стран, которые не вводили таких мер или меры были достаточно мягкими, всем им придется решать вопросы выхода из карантина. В 21 веке мы до сих пор не имеем ни схемы лечения, ни лекарств или вакцины. Единственное решение вопроса, которое мы можем предложить – это карантин. Однако, такое решение не отменяет возникновения следующей волны заболевания. Ситуация может потребовать введения новых ограничительных мер. В качестве примера можно привести введение градации красных и зеленых зон, скорость открытия которых отличается.
Использование технологий для тестирования и отслеживания является важным фактором для контроля при принятии решения о выходе из карантина. Усилия ОЭСР сконцентрированы на развитии платформы Coronavirus digital hub, на которой предоставляется большое количество разнообразной информации, в том числе, результаты анализа ОЭСР. Например, по данным ОЭСР в сфере налогообложения разработано и принято более 700 мер. Также правительства реализуют различные меры поддержки здравоохранения, занятости и других. Однако, миллионы людей находятся вне формального сектора занятости. Особенно остро данная проблема стоит в развивающихся странах. Миллионы МСП находятся на грани исчезновения. Определенные сферы пострадали больше всего, такие как туризм и перевозки.
Центральные банки принимают активное участие в преодолении кризиса. Они поддерживают так называемых «падших ангелов» - частный сектор, который обесценился.
В сфере образования около 1,5 миллиардов детей оказались в ситуации, когда они более не могут посещать учебные заведения. Большая часть из них не имеет устройств для дистанционного обучения, а учителя не имеют навыков дистанционного обучения.
Все эти факты заставляют сконцентрироваться усилия на борьбе с вирусом и победе над ним настолько быстрой, насколько это возможно.