Риски глобального экономического воздействия коронавируса
По мере того, как Китай пытается сдержать новый смертоносный коронавирус, становится все более очевидным, что разрушение его экономики будет воздействовать на весь остальной мир, в том числе, через разрывы в глобальных цепочках создания стоимости.
Провинции, на которые приходится почти 69% ВВП Китая, будут оставаться закрытыми дополнительно более чем на неделю после ежегодного лунного новогоднего праздника, также останутся закрытыми фабрики, магазины и рестораны, корабли останутся в порту, будет снижен расход домохозяйств.
Ограничения на поездки ограничивают перемещение более чем 48 миллионов человек, причем наиболее важный производственный и логистический центр Ухань - эпицентр вируса - наиболее пострадал.
Сотни крупных производителей разорвали свои связи с глобальной цепочкой поставок. Robert Bosch GmbH, крупнейший в мире производитель автозапчастей, вынужден был закрыть две фабрики, на которых в Ухане работало 800 человек. Другие производители автозапчастей, в том числе Honda Motor Co. Ltd. и Nissan Motor Co. Ltd., также закрыли свои заводы в Ухани. Основные прибрежные экспортные провинции также подверглись влиянию разрыва, поэтому компании по всей стране принимают меры предосторожности, чтобы остановить распространение вируса.
Китай является крупнейшим экспортером промежуточных промышленных товаров, которые могут быть перепроданы между отраслями или использованы для производства других товаров, поэтому его проблемы быстро отражаются в глобальных цепочках поставок. Действительно, глобальная зависимость от китайского звена к 2015 году составила 20%.
Азиатская цепочка поставок, которая импортирует около 40% своих промежуточных товаров из Китая - имеет наибольшую уязвимость, согласно анализу Bloomberg Economics, основанному на самых последних подробных данных, опубликованных ОЭСР (TiVA).
«Поиск альтернативных поставок будет особенно трудным для продуктов, в которых Китай является доминирующим поставщиком в мире», - сказала экономист Bloomberg Маева Казин.
На китайскую экономику сейчас приходится около 17% мирового ВВП, и она является крупнейшим торговым партнером для большинства своих соседей. Те, кто наиболее зависим, могут пострадать больше всех. По данным Bloomberg Economics, в первом квартале и без того страдающая экономика Гонконга столкнулась с понижением на 1,7 процентного пункта. В Южной Корее и Вьетнаме, которые получают выгоду от китайского туризма и встраиваемых цепочек поставок, рост в ближайшем будущем составит 0,4 процентного пункта. Австралия и Бразилия, являющиеся экспортерами сырья в Китай, оба могут сократить рост на 0,3%, чем это было бы без вируса.
Хотя политики и руководители компаний говорят, что еще слишком рано оценивать все последствия, становится все более очевидным, что удар будет глобальным. Nike Inc. закрыла около половины принадлежащих компании магазинов в Китае и ожидает «существенного» воздействия вируса. Корпорация Starbucks закрыла около 2000 своих кафе, и Apple Inc. заявляет, что ее сеть поставок будет затронута.
Китай является крупнейшим торговым партнером Российской Федерации. В рамках распределения добавленной стоимости России, Китай возглавляет список по направлениям назначения – 11,4% экспорта добавленной стоимости идет в Китай, при этом доля Китая в импорте составляет 15%. Более того, доля промежуточных товаров из Китая в импорте в РФ составляет от 20 до 30%.
В связи с остановкой производств в Китае потери для российской промышленности прогнозируются с точки снижения как спроса, так и предложения. Самым очевидным и ярким выглядит возможное снижение поставок в Китай энергоресурсов, в первую очередь нефти (12% ее экспорта из РФ), продукции металлургии, учитывая роль Китая как ключевого производителя и потребителя стали и по цепочке — дальше, а также лесной промышленности (в 2018 году в Китай отправлено 10% от общего объема лесозаготовки в РФ, также Китай — главный рынок для целлюлозы и пиломатериалов).
Сокращение производства в Китае также создает риск сокращения поставок промежуточной продукции из Китая в Россию, например, комплектующих. В отрасли, компании которой 30 января опросил Минпромторг, уверенно говорят о наличии всего необходимого только на февраль. В КамАЗе признают, что в случае продолжения эпидемии могут возникнуть риски корректировки производственных планов с марта. Большинство комплектующих независимо от страны происхождения имеют в составе элементы, производящиеся в Китае, поясняют в концерне, а некоторые детали выпускаются только там.
Не смотря на возможные риски, есть и отрасли, для которых эпидемия открыла новые возможности. Сокращение производства в Китае, одном из крупнейших в мире производителей фосфорных и азотных удобрений, может увеличить доходы российских химиков.
Источники: https://www.bloomberg.com/graphics/2020-global-economic-impact-of-wuhan-novel-coronavirus/?srnd=premium-europe https://www.kommersant.ru/doc/4241513