• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глобальные производственно-сбытовые цепочки в сельском хозяйстве и продовольствии: обобщение анализа ОЭСР

В отчете обобщены основные выводы и политические рекомендации по итогам недавней работы ОЭСР по глобальным производственно-сбытовым цепочкам  в сельском хозяйстве и продовольствии.

Продовольственный и сельскохозяйственный сектор все больше вовлекаются в цепочки вокруг ряда глобальных центров. Для расчета степени участия в ГЦС можно использовать два ключевых показателя: прямое участие, которое измеряет долю экспорта, который является промежуточным звеном в экспорте других стран; и обратное участие, которое измеряет долю импортируемых промежуточных продуктов, встроенных в экспорт. Прямое участие в первичном сельскохозяйственном секторе высокое по сравнению с большинством промышленных секторов, около 20% экспорта реэкспортируется первой импортирующей страной. При этом продовольственный и сельскохозяйственный секторы имеют немного меньшее обратное участие, чем в большинстве других отраслей промышленности, с долями импортируемых промежуточных продуктов в экспорте около 25% и 15% соответственно.

Агропродовольственные цепочки расширили выгоды от специализации и торговли за счет более сильного роста сектора и занятости. Участие в ГЦС предоставляет более широкие возможности с точки зрения повышения производительности, роста производства и повышения уровня жизни. В секторах шерсти, масличных культур и растительных волокон, на ГЦС приходится от одной трети до половины занятости. На совокупном уровне есть доказательства того, что участие в ГЦС является ключевым фактором экономических преобразований и роста в несельскохозяйственных секторах и для сектора в целом, что свидетельствует о том, что рабочие места, связанные с ГЦС, имеют более высокий уровень производительности.

Открытость к торговле, особенно торговле услугами, может положительно повлиять на создание добавленной стоимости в агропродовольственных цепочках. Тем не менее, протекционизм и искажение политики поддержки сельского хозяйства могут снизить выгоды от участия в цепочках и увеличить затраты по всей цепочке создания стоимости. Нетарифные меры (НТМ), как правило, выше для сельскохозяйственных и пищевых продуктов, чем для многих других секторов, и часто выше, чем тарифы. Фундаментальные принципы структуры регулирования могут помочь гарантировать, что НТМ облегчают торговлю и участие в ГЦС. Эти принципы включают прозрачность и предсказуемость, недискриминация и соразмерность (т.е. в соответствии с согласованными международными стандартами).

Внутренняя политика поддержки сельского хозяйства должна быть тщательно проработана. Искажающие сельскохозяйственные субсидии имеют пагубное влияние на рост добавленной стоимости в сельском хозяйстве, и особенно на экспортные доходы от участия в ГЦС, которые включают внутренние перерабатывающие отрасли. Это снижает конкурентоспособность сектора и наносит вред нисходящим секторам с течением времени.

Внутренняя поддержка сельского хозяйства может быть структурирована таким образом, чтобы усилить участие ГЦС. Особенно важно уделить внимание политикам, поддерживающим устойчивый рост производительности, таким как НИОКР, образование и высокое качество физической инфраструктуры может увеличить возврат рабочей силы и добавленную стоимость внутри страны.

Хотя распространение производства и потребления на разных рынках может снизить риски,

концентрация агропродовольственной торговли вокруг конкретных региональных узлов может иметь важные последствия для страны на периферии сети. В частности, зависимость от одного или двух рынков для поиска промежуточных продуктов или поставки агропродовольственных продуктов может увеличить подверженность риску, что подразумевает необходимость частных и потенциально государственных стратегий управления рисками.

В Российской Федерации в рамках национального проекта «Международная кооперация и экспорт» поставлены амбициозные задачи по наращиванию экспорта агропромышленной продукции  в два раза: с 23 млрд. долл. в 2018 году до 45 млрд. долл. в 2024 году. Активная экспортная политика, в том числе, требует проработки вопроса об интеграции российского агропромышленного сектора в глобальные производственно-сбытовые цепочки и повышении эффективности соответствующей политики. Поэтому рекомендации ОЭСР по максимизации выгод от участия в ГЦС могут быть также интересны для России.

Источник: https://www.oecd-ilibrary.org/agriculture-and-food/global-value-chains-in-agriculture-and-food-a-synthesis-of-oecd-analysis_6e3993fa-en