• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Переосмысление реформы электроэнергетического сектора в развивающихся странах

Всемирный банк опубликовал доклад, в котором пересматривается и обновляется подход к реформированию электроэнергетического сектора в развивающихся странах, принятый еще в 90-е годы ХХ века.

В 1990-х годах была выдвинута новая парадигма реформы электроэнергетики, в которой особое внимание уделялось реструктуризации коммунальных услуг, созданию регулирующих органов, участию частного сектора и созданию конкурентных рынков электроэнергии. Двадцать пять лет спустя лишь немногие развивающиеся страны полностью осуществили эту политику Вашингтонского консенсуса. Во всем развивающемся мире реформы проводились довольно избирательно, что привело к созданию гибридной модели, в которой элементы рыночной ориентации сосуществуют с сохраняющимся господством государства в этом секторе.

Доклад Всемирного банка Переосмысление реформы электроэнергетического сектора в развивающихся странахнаправлен ​​на пересмотр и обновление мышления о подходах к реформированию электроэнергетического сектора для развивающихся стран. Этот подход в значительной степени опирается на данные прошедших лет, опираясь как на широкие глобальные тенденции, так и на подробные материалы из 15 развивающихся стран. Он также смотрит в будущее с учетом последствий новых целей социальной и экологической политики, а также возникающих технологических сбоев.

Появляется следующая картина. Хотя регулирование получило широкое распространение, практика часто не соответствует теории, а возмещение затрат остается неуловимой целью. Частный сектор профинансировал значительное расширение генерирующих мощностей, тем не менее, его вклад в распределение электроэнергии был гораздо более ограниченным, с уровнями эффективности, которым иногда могут соответствовать хорошо управляемые коммунальные службы. Реструктуризация и либерализация были выгодны в нескольких крупных странах со средним уровнем дохода, но оказались слишком сложными для реализации большинством стран.

Основываясь на этих выводах, доклад указывает на три основных последствия для политики.

Во-первых, усилия по проведению реформ должны определяться политическим и экономическим контекстом страны. Модель реформ 1990-х годов была наиболее успешной в странах, которые достигли определенных минимальных условий развития электроэнергетического сектора и создали благоприятную политическую среду.

Во-вторых, страны нашли альтернативные пути к достижению хороших результатов в электроэнергетическом секторе, что свидетельствует о большем плюрализме. Некоторые страны проводили полный комплекс рыночных реформ, в то время как другие сохраняли более важную роль для государства.

В-третьих, усилия по реформированию должны быть направлены на достижение желаемых результатов политики и меньше заботиться о том, чтобы следовать заранее определенному процессу, особенно после того, как повестка дня XXI века добавила декарбонизацию и всеобщий доступ к результатам в энергетическом секторе. Реформы Вашингтонского консенсуса, хотя и поддерживают повестку дня двадцать первого века, не смогут помочь осуществить их в одиночку и потребуют дополнительных мер политики.

В исследовании Всемирного банка говорится о том, что будущие реформы должны формироваться в зависимости от контекста, основываться на результатах и ​​ альтернативах. Модель реформ 1990-х годов иногда неверно истолковывается как универсально применимый рецепт политики. Однако приведенные докладе сведения показывают, что вместо этого модель 1990-х годов содержит ценную информацию, которая может способствовать повышению эффективности, возмещению затрат и безопасности поставок при развертывании в правильных обстоятельствах и по правильным причинам. Однако экономические и политические предпосылки оказываются важными факторами успеха реформ, они заслуживают более пристального внимания при определении соответствующего пути реформ для каждой страны.

Результаты исследования можно кратко обозначить в форме 10 ключевых выводов:

 1. Реформы электроэнергетического сектора в развивающихся странах не развивалась полностью в соответствии с моделью.

2. Реформы в электроэнергетическом секторе, скорее всего, будут набирать обороты, если они будут соответствовать политической системе и идеологии страны и возглавляются лидерами, пользующимися широкой поддержкой заинтересованных сторон.

3. Частный сектор внес важный вклад в расширение генерирующих мощностей в развивающемся мире, хотя на этом пути стояли значительные проблемы.

4. Оптовые рынки электроэнергии помогли повысить эффективность в небольшом количестве стран, которые были к ним готовы, многие другие застряли в процессе перехода.

5. Надлежащая корпоративная практика, особенно в отношении человеческих ресурсов и финансовой дисциплины, была связана с улучшением показателей коммунальных услуг, она была более распространена среди приватизированных коммунальных предприятий.

6. Участие частного сектора в передаче и распределении электроэнергии обеспечило хорошие результаты в благоприятных условиях; в других условиях его влияние было подвержено откату.

7. Нормативно-правовая база была принята в большинстве стран, но реализация часто не дотягивала до проектирования, особенно когда коммунальные услуги оставались в государственной собственности.

8. Возмещение затрат оказалось чрезвычайно трудным для достижения и поддержания, достигнутый ограниченный прогресс в большей степени обусловлен повышением эффективности, нежели повышением тарифов.

9. На результаты реформы электроэнергетического сектора сильно повлияли исходные условия в каждой стране.

10. Хорошие отраслевые результаты были достигнуты странами, внедрившими различные институциональные модели организации для этого сектора.

Электроэнергетика – первая из естественных монополий России, прошедшая путь преобразований от модели монопольного рынка с доминирующей на нем вертикально интегрированной компанией (РАО «ЕЭС России») к потенциально конкурентному рынку. Разделение РАО «ЕЭС России», приведшее к появлению комплекса новых участников рынка, находящихся в пусть и ограниченно, но конкурентных отношениях, было завершено 1 июля 2008 года, однако процесс построения новой модели экономических отношений в отрасли продолжается. Российская электроэнергетика стала одним из мировых лидеров по глубине рыночных преобразований и степени либерализации рынка, обогнав большинство стран мира, включая США, Канаду и ведущие страны Европы.  

В последние годы между участниками российского рынка электроэнергии ни раз проходили жаркие дебаты по поводу необходимости пересмотра направлений и общей модели реформы, звучали требования об отмене принятых нормативных актов и призывы к скорейшим и зачастую весьма радикальным решениям. Высказывались самые разные предложения от усиления государственного регулирования до завершения ранее начатых реформ, связанных с приватизацией, дерегулированием и либерализацией российского электроэнергетического рынка, включая такие его сегменты, как сетевой комплекс и розничный рынок.

Подробнее об итогах реформы электроэнергетики в России здесь.