PISA-2018: оценка образовательных систем и тенденции в развитии образования
ОЭСР опубликовала результаты международного мониторинга PISA-2018. Организация отметила широкий спектр влияния новых технологий на мир в целом и отдельные компетенции в частности, подчеркнув, что это оказывает еще большее давление на системы образования, повышая необходимость обеспечения сильных базовых знаний и навыков для всех групп учащихся.
ОЭСР опубликовала результаты Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) за 2018 год. В рамках программы оцениваются знания и навыки их применения в чтении, математике и естественных науках. В исследовании 2018 года особое внимание было уделено читательской грамотности. В рамках исследования под читательской грамотностью понимается понимание, использование, оценка и работа с текстами для достижения поставленных целей, углубления знаний и расширения потенциала, а также участия в жизни общества. Согласно ОЭСР, технологические достижения изменили то, как люди читают и обмениваются информацией как в школе, так и дома или на рабочем месте. Благодаря цифровизации появились новые формы текста, от кратких (текстовые сообщения) до более длинных (многостраничные сайты, отсканированные архивные материалы). Как следствие, образовательные системы внедряют обучение цифровой читательской грамотности в школьную программу.
Оценивая результаты стран мира, можно отметить, что при оценке читательской грамотности Китай (Пекин, Шанхай, Цзянсу и Чжэцзян) и Сингапур показали гораздо более высокие результаты, чем другие страны-участники тестирования. Среди стран-членов ОЭСР лучшие позиции завоевали Эстония, Канада, Финляндия и Ирландия. В среднем в странах ОЭСР 76 % учащихся достигли как минимум 2 уровня в математическом тесте, продемонстрировав навыки интерпретации и оценки ситуаций с помощью математических методов и подходов, в то время как в 24 странах более 50% учащихся показали более низкий результат. Также 78% учащихся (средний показатель в странах ОЭСР) достигли как минимум 2 уровня в естественных науках, продемонстрировав навыки объяснения научных явлений и оценки правильности выводов на основе данных.
По результатам исследования, учащиеся в России продемонстрировали результат ниже среднего по ОЭСР в чтении (ОЭСР: 487, Р: 479), математике (ОЭСР: 489, Р: 488) и естественных науках (ОЭСР: 489, Р: 471). По сравнению со средним показателем по Организации, меньшая доля учащихся в России достигла 5 и 6 уровней хотя бы в одном из направлений (ОЭСР: 16, Р: 11), в то время как большая доля достигла минимального 2 уровня как минимум по одному направлению. Помимо этого, российские результаты 2018 года в чтении и математике снизились в сравнении с результатами 2015 года. По оценке экспертов ОЭСР, изменения в чтении за период с 2000 по 2018 и математике за период с 2003 по 2018 можно оценить как положительные.
Согласно тестированию, в России учащиеся из более благополучных социально-экономических слоев населения показали более высокие результаты в чтении (на 67 пунктов), что является меньшим разрывом в сравнении с показателем России в 2009 году (77 пунктов) и данными других стран-членов ОЭСР в 2018 году (89 пунктов). Среди стран-участников тестирования, социально-экономическое положение является надежным прогностическим параметром более успешных результатов в математике и естественных науках (8% по математике в России и 14% в странах ОЭСР; 8% по естественным наукам в России и 13% в странах ОЭСР).
24 декабря 2019 года на базе Института образования НИУ ВШЭ пройдет семинар «Результаты PISA-2018: проблемы и вызовы для российского образования». В рамках семинара эксперты обсудят изменения в системе образования, спровоцировавшие существующую динамику, а также возможные меры для сглаживания негативных тенденций.
Источники:
https://data.oecd.org/pisa/science-performance-pisa.htm
https://www.oecd-ilibrary.org/education/pisa_19963777
https://www.oecd.org/pisa/Combined_Executive_Summaries_PISA_2018.pdf
https://mcko.ru/pages/i_s_q_e_pisa