Вклад ОЭСР в саммит ООН по климатическим действиям и на последующий период
Последние месяцы 2019 года вновь подтвердили настоятельную необходимость немедленных и масштабных действий в области изменения климата.
По всему миру июль 2019 года был самым жарким месяцем, когда-либо зарегистрированным в исторических анналах; 9 из 10 самых жарких месяцев июля произошли с 2005 года (данные NOAA, 2019). При повышении глобальной температуры примерно на 1 градус Цельсия по сравнению с доиндустриальным уровнем воздействие более частых и более интенсивных погодных явлений наносит ущерб людям и экономике и создает реальную угрозу уникальным экосистемам. Деградация земель и обезлесение усугубляют этот эффект и ставят под угрозу глобальную продовольственную безопасность, о чем предупреждает последний доклад МГЭИК (IPCC, 2019). Все это происходит в то время, когда мы уже сталкиваемся с массовой потерей биоразнообразия планеты. Ограничение климатических рисков имеет основополагающее значение для нашего коллективного благополучия. Однако, правительства разных стран, фирмы и корпорации имеют множество иных приоритетов, которые влияют на краткосрочные действия, и часто, как представляется, оказывают большее влияние на политические решения, чем смягчение последствий изменения климата. Эти другие аспекты благосостояния, определенные ОЭСР, включают в себя рабочие места, доходы, здравоохранение, образование, более высокое качество окружающей среды и ресурсы, необходимые для поддержания нашего благосостояния во времени. Кроме того, возрастает необходимость обратить вспять тенденцию к росту экономического и социального неравенства внутри стран и между ними, которое оказывает влияние на многие аспекты благосостояния.
В преддверии саммита ООН по климатическим действиям, прошедшего в сентябре 2019 года, ОЭСР опубликовала новый доклад под названием "Ускорение климатических действий: переориентация политики через призму благополучия". В этом документе кратко излагаются некоторые ключевые положения доклада, с тем чтобы нацелить дискуссию между делегатами Комитета экологической политики ОЭСР (КЭП) на вопросы о внутренних подходах к политике смягчения последствий изменения климата и потенциалу ускорения действий в области изменения климата путем смещения акцента на достижение двустороннего согласования между климатическими и другими целями в области благосостояния.
Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш председательствовал на саммите действий по климату 23 сентября 2019 года с целью повышения амбиций и ускорения действий по реализации Парижского соглашения об изменении климата. В частности, генеральный секретарь ООН призвал лидеров представить "конкретные, реалистичные планы по увеличению их национального вклада к 2020 году в соответствии с сокращением выбросов парниковых газов на 45 процентов в течение следующего десятилетия и к чистому нулевому уровню выбросов к 2050 году” (UN, 2019). На веб-сайте Организации Объединенных Наций, посвященном саммиту, отмечено, что для обеспечения эффективности и доверия эти планы смягчения последствий изменения климата должны привести к “полной трансформации экономики в соответствии с Целями устойчивого развития”.
ОЭСР в течение определенного времени работает в рамках лаборатории «Единая планета», созданной по инициативе Президента Франции Макрона с такими партнерами, как Международная финансовая корпорация (МФК), HSBC и CPI, чтобы разработать инициативу в поддержку направления действий по финансированию климата и ценообразованию на углерод, совместно возглавляемой Францией, Ямайкой и Катаром, а также при поддержке Всемирного банка. Инициатива, получившая название "Видение экологически ответственной трансформации инфраструктуры" направлена на обеспечение комплексной и целостной основы для устойчивой инфраструктуры, которая охватывает весь жизненный цикл разработки инфраструктурных проектов. Путем усиления роли национальных банков развития и местных финансовых учреждений эта инициатива нацелена на создание инклюзивной системы, способной содействовать разработке экологически устойчивых инвестиционных проектов и ускорению использования частного капитала для финансирования экологически устойчивой инфраструктуры. Инициатива будет первоначально сосредоточена на нескольких ключевых подсекторах устойчивой инфраструктуры - энергетике, хранении энергии, транспорте и зданиях, с особым упором на городскую устойчивую инфраструктуру.
ОЭСР также участвует в инициативе по руководству инвестициями в городской климат (LUCI), возглавляемой Германией. Инициатива нацелена на ускорение, расширение и использование финансирования городского климата и устранение пробелов в субнациональных финансовых структурах путем увязки новых и существующих инициатив и программ по всей цепочке создания стоимости инвестиций. LUCI имеет четыре основных компонента, которые направлены на: (I) создание мощной глобальной архитектуры для субнационального финансирования климата и ее отслеживание на основе реформированного альянса лидеров в области финансирования климата городов (CCFLA); (II) увеличение финансирования и наращивание потенциала для подготовки городских проектов (путем создания нового фонда дефицита финансирования климата городов и расширения возможностей для подготовки проектов); (III) совершенствование вариантов финансирования и подходов к проектам в области городской инфраструктуры; и IV) расширение потенциала и участия национальных и субнациональных банков развития и создание пространства для диалога между национальными правительствами на благоприятных рамочных условиях. Для достижения этих целей LUCI включает в себя ряд суб-инициатив, в частности одну, разработанную ОЭСР и Инициативой по климатической политике (ИКП), которая направлена на "измерение и отслеживание субнационального финансирования деятельности в области климата". Оба партнера предлагают разработать стандартную методологию для измерения субнациональных расходов на климат и отслеживания финансирования климатических действий, что позволит лучше отслеживать прогресс в деле осуществления Парижского соглашения.