• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Центр по исследованиям и инновациям в образовании (CERI) ОЭСР провел заседание по цифровизации образования

21-22 ноября 2019 года в Париже состоялось заседание Управляющего совета Центра по исследованиям и инновациям в образовании (CERI) ОЭСР. В мероприятии принял участие Евгений Терентьев, академический руководитель аспирантской школы по образованию, старший научный сотрудник Центра социологии высшего образования Института образования НИУ ВШЭ.

Повестка заседания была посвящена обзору прогресса в реализуемых Центром проектах и предложениях по запуску новых. Одной из важнейших тем заседания стала цифровизация экономики и образования, а также стремление понять, какие вызовы несет этот процесс и каким образом национальные системы образования должны на них отвечать. Итоги реализации проектов были представлены в форме докладов.

Проект «Умные данные и цифровые технологии в сфере образования» («Smart Data and Digital Technology in Education») ориентирован на формирование представления об изменениях, возникающих в процессе цифровизации образования и углубление знаний по эффективному использованию новейших технологий в образовательном процессе. В рамках проекта проанализированы и выделены ключевые тренды национальных политик в области цифровизации образования с акцентом на цифровые компетенции и их развитие, совершенствование ИКТ-инфраструктуры и формирование цифровых образовательных сред. Весной 2020 года будет проведена экспертная форсайт-сессия, где будет сформировано представление о дальнейших сценариях цифровой трансформации образования.

Вопросу влияния цифровых технологий на поведение детей и их членов семей в условиях современного общества и путям ответной реакции образовательных организаций на нее посвящен доклад «Обучая детей 21-го века: эмоциональное благополучие в цифровую эпоху» («Educating 21st century children. Emotional well-being in the digital age»). Доклад подготовлен в рамках проекта «Дети XXI века» («21st Century Children»). Основной вывод, к которому приходят авторы, сводится к тому, что использование цифровых средств и устройств влияет на отношения между родителями и детьми, а также на отношения со сверстниками. Так, использование социальных медиа приводит к расширению дружеских контактов, а также к появлению новых стилей родительского поведения. Показано, что грамотное использование цифровых технологий может оказать позитивный эффект на социальные отношения подростков и их психическое благополучие. Однако важно учитывать, с какими целями дети используют цифровые средства, поскольку разница в способах использования порождает дополнительное неравенство.

На заседании также был представлен отчет о проекте «Креативность и критическое мышление» («Creativity and critical thinking»). Полевой этап исследований проходил в 2017-2018 гг., в проекте приняли участие 11 стран, в том числе Россия. Общий охват проекта составил около 20,000 учеников, 800 учителей, 320 школ и 750 предметов. Ключевые результаты исследования представлены в докладе «Воспитание творческого потенциала и критического мышления у учеников: Их значимость в школе» («Fostering Students’ Creativity and Critical Thinking: What it Means in School»). Результаты показали, что креативность и критическое мышление могут быть развиты на уровне первичного и вторичного образования. Кроме того, по результатам проекта было сформировано общее понимание и рамка того, что такое креативность и критическое мышление и как их развивать в школе. В 2018 году был запущен второй этап проекта, посвященный развитию креативности и критического мышления в высшем образовании. Результаты проекта будут представлены в 2022 году.