• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Эксперты Вышки рассказали о приоритетах БРИКС в условиях 4-й индустриальной революции

29 августа в Москве, на площадке Аналитического центра при Правительстве РФ, в рамках Международной научно-образовательной программы «Школа БРИКС» прошел круглый стол «Выработка совместной стратегии развития стран БРИКС в условиях 4-й индустриальной революции».

В мероприятии приняли участие ведущие российские и иностранные эксперты, представители государственных и неправительственных организаций, профильных министерств и ведомств, научно-исследовательских институтов, имеющие значительный опыт в изучении проблематики БРИКС. Модератором выступил Леонид Григорьев, ординарный профессор НИУ ВШЭ, главный советник руководителя Аналитического центра при Правительстве РФ.

Владимир Изотов,  ведущий  эксперт  Центра  компетенций  по  взаимодействию с  международными   организациями Института статистических исследований и экономки  знаний  (ИСИЭЗ) представил доклад «Перспективы достижение Целей в области устойчивого развития (ЦУР) на наднациональном уровне БРИКС». Спикер подчеркнул, что в настоящий момент страны объединения рассматривают достижение ЦУР в качестве важного элемента укрепления собственных позиций в системе глобального регулирования. Причем важные инициативы исходят от России. Ещё на 7-м саммите БРИКС в 2015 году, в Уфе, были достигнуты договоренности между национальными статистическими агентства по координации работ над методологическими подходами к показателям устойчивого развития для обеспечения их сопоставимости.

Скоординированное внедрение ЦУР в формате БРИКС будет способствовать перестройке системы глобального управления на основе конфигурации, отвечающей интересам развивающихся стран и всего «глобального Юга». Это значительно ускоряет их транзит к устойчивым моделям потребления и производства. Достижение ЦУР имеет решающее значение для перехода к моделям эффективной, социально-ориентированной и энергосберегающей экономики. Это – важный фактор трансформации экономических стратегий для всех государств объединения и совершенствования практик корпоративного управления. В частности, в транснациональных компаниях, оперирующих на рынках БРИКС, необходимо продолжать внедрение ЦУР при разработке целевых показателей в бизнес-стратегиях. Такая политика станет драйвером внедрения информационных, технологических, управленческих инноваций.

Внимание слушателей было акцентировано на целесообразности инициативы экспертов НИУ ВШЭ по представлению Добровольного наднационального обзора на уровне БРИКС для достижения ЦУР на уровне ООН (ЭКОСОС) в 2021 году. Это могло бы стать значимым элементом повестки председательства России в будущем году, а её важным институциональным инструментом – создание общей платформы «ЦУР-БРИКС», объединяющей усилия пятерки стран на этом направлении. На всех трёх уровнях координации (глобальный, региональный, национальный) принципиально важно вовлечение представителей гражданского общества, бизнеса и частного сектора.

В заключении была отмечена важность улучшения наднациональной коммуникационной политики пяти стран, объективно информирующей о достижениях ЦУР и преимуществах их реализации как на государственном уровне, так и в формате всего объединения. При этом необходимо учитывать особенности национальных коммуникационных стратегий в «социально чувствительных» сферах – образовании, здравоохранении, гендерной политике, экологии.

Юрий Симачев, директор по экономической политике НИУ ВШЭ, руководитель Центра исследований структурной политики, представил доклад «Четвертая промышленная революция: ключевые вызовы и потребность в новых нормах законодательства». Эксперт обратил внимание на основные риски современного этапа развития экономики и глобального сообщества.

В частности, процессы регионализации и переход на новые технологические платформы повышают избирательность в установлении экономических отношений. При этом количественный рост мировой торговли сопровождается рядом тарифных ограничений, снижением эффективности ВТО и обострением конкуренции между поставщиками. В этих условиях формируются новые, уникальные за всю экономическую историю человечества, сетевые транснациональные отношения меняют роль и позицию правительств, стимулируя поиск новых правовых форм для неизвестных ранее процессов.

Конкурентные модели развития для государств и интеграционных объединений требуют не только изменения традиционных бизнес-моделей, но и гибкого сочетания «жестких» обязательства с элементами «мягкого права». Большое значение в странах БРИКС имеет межпарламентское взаимодействие и координация в области законодательства, выработка новых международных норм. Странам «пятерки» важно договориться о согласованной стратегии, едином знаменателе для внешнеэкономической практики. При этом нормативная «мягкая сила» должна быть настойчивой, взаимно ответственной и, одновременно, не допускать закрытых, изоляционных моделей поведения в условиях новой экономики, открытой и транспарентной по своей природе.

Центр компетенций по взаимодействию с международными организациями  ИСИЭЗ активно сотрудничает в  НКИ   БРИКС, в том числе   координирует участие  сотрудников университета в Экспертном совете Организационного комитета по подготовке и обеспечению председательства РФ в БРИКС в 2020 году по таки направлениям   как:  образование, здравоохранение, энергетическая безопасность, цифровая экономика, аграрная политика, обмен инновациями и поддержка технологических трансферов, антимонопольное сотрудничество и др.