Новый подход к управлению паводками на фоне глобальных климатических изменений
Борьба с наводнениями в прибрежных районах становится серьезной проблемой нашего времени, не в последнюю очередь из-за изменения климата. В связи с тем, что наводнения превращаются в структурную проблему для многих прибрежных сообществ, необходимо срочно повысить устойчивость к наводнениям в уязвимых районах. Исследование, подготовленное в рамках инициативы ОЭСР «Новые подходы к экономическим вызовам» показывает путь вперед.
В 2016 году в штате Луизиана (США) произошло одно из самых сильных наводнений в истории США, которое привело к экономическим потерям в размере более 8 миллиардов долларов США, в основном из-за нарушения экономической активности и материального ущерба. Как и следовало ожидать, правительство штата активно боролось с этой проблемой, например, при помощи генеральных планов побережья на 2012 и 2017 годы (RAND Report 2016). Тем не менее, большинство усилий, предпринимаемых для защиты и смягчения риска наводнений, были исключительно на техническом и структурном уровне. Хотя эти решения, несомненно, приносят краткосрочное облегчение, их долговременная устойчивость остается неопределенной.
На основании опыта США был подготовлен консультативный отчет «Трехсоставный подход к развитию устойчивости к паводкам» ( The Threefold Approach to the Development of Flood Resilience), который является инициативы ОЭСР «Новые подходы к экономическим вызовам» (NAEC) и представляет комплексный подход к управлению паводками.
Согласно исследованию, технический аспект борьбы с наводнениями остается критически важным для обеспечения устойчивости к наводнениям. Важным новым событием в политике защиты от наводнений является переход от «жестких» мер защиты к «мягким». К жестким мерам относятся традиционные подходы, такие как повышение защитных дамб и увеличение производительности канализационных насосов, в то время как мягкие защитные меры направлены на использование самой природы для уменьшения последствий наводнений. Например, почва и растительность, встречающиеся на водно-болотных угодьях, в дюнах и болотах, могут уменьшить воздействие поступающих волн, а также хранить большое количество воды, делая их естественными бассейнами удержания.
Политика сохранения естественных сред вдоль рек и береговых линий может помочь общинам не только уменьшить их собственную подверженность наводнениям, но также и поддержать уязвимые экосистемы. Уход за этими районами требует сохранения, а также упреждающей посадки растений, подобных мангровым деревьям, которые могут успешно бороться с деградацией прибрежных районов, как показали многие пилотные проекты, сосредоточенные на мягких мерах в таких местах, как Куба, Бангладеш и в других местах в США.
Уязвимость населения в случаях наводнений может быть связана с социально-экономическим неравенством, основанным на поле, классе, расе, возрасте и др. Однако, по мнению автором исследования, эти социальные аспекты все еще недостаточно учитываются в текущих исследованиях по управлению рисками наводнений. Женщины, люди с цветной кожей и другие потенциально уязвимые группы страдают от более высокого уровня бедности и более низкого доступа к образованию, чем другие, что ставит их в невыгодное положение при попытке повлиять на политику управления рисками наводнений, которая явно оказывает на них непропорциональное влияние.
Образование является одной из ключевых областей, на которой должна сосредоточиться политика для повышения устойчивости. Активно вовлекая граждан и повышая осведомленность об экологических проблемах, особенно среди уязвимых групп, более широкий круг людей, вероятно, выразит свои взгляды или станет участвовать в разработке политики, что приведет к более целостному взгляду на риски наводнений и способы их снижения. Например, город Неймеген в Нидерландах, где участие местного сообщества в процессе принятия решений привело к созданию «зеленого» общественного пространства, обеспечивающего возможности для отдыха, которые служат естественным барьером для наводнений.
Политический подход к стихийным бедствиям подразумевает взаимодействие с многочисленными заинтересованными сторонами. Стихийные бедствия не ограничены политическими границами или юрисдикциями и затрагивают все социальные классы. Только многосторонний подход с участием различных уровней правительства, а также представителей общественности, предприятий и неправительственных органов по борьбе с наводнениями обеспечит совместное сотрудничество, которое требуется для надлежащей устойчивости к паводкам. На самом деле, исследование показывает, что широкое взаимодействие между общественными, государственными и частными структурами, например, в Неймегене, действительно приводит к более гибким решениям, однако это требует участия на низовом уровне для обеспечения соответствующих эффективных решений.
Таким образом, активное взаимодействие государства с местным населением, включая уязвимые группы, имеет важное значение, так же как и более широкое сотрудничество с частными заинтересованными сторонами. Когда дело доходит до создания долгосрочной устойчивости, при наводнениях, как и во многих других областях, технические, социальные и экологические аспекты являются неотъемлемой частью правильной политики.
В России проблема борьбы с паводками в последние годы также обостряется. Руководитель Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Максим Яковенко в ходе пресс-конференции в РИА Новости 2 августа заявил: «В последние 6-7 лет происходят глобальные климатические изменения. В результате в стране в 2-3 раза относительно прошлого десятилетия выросло число опасных природных явлений». По его словам, именно климатические изменения привели к наводнению в Иркутской области, но не обошлось и без человеческого фактора: «Катастрофа произошла из-за того, что пойма реки была застроена, хотя делать этого нельзя было. Пошли сильные дожди, наступил паводок и случилась эта катастрофа».
Международный опыт в области повышения устойчивости прибрежных территорий к паводкам и сотрудничество с международными организациями могут повысить эффективность политики российских властей по борьбе с паводками.