• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Политика грамотности и дислексия взрослых

ООН подготовила обзор нейрокогнитивных исследований по дислексии взрослых и политике, проводимой в этой области.

Существует мнение, что около 750 миллионов взрослых могут научиться бегло читать. Однако, программы по обучению взрослых грамотности довольно плохо представлены, причиной чему могут служить различные социальные и операциональные условия.
В публикации исследуется роль некоторых нейрокогнитивных причин проблем с чтением у взрослых. Автоматические считыватели определяют буквы и слова бессознательно с легкостью. Однако, взрослым, изучающим новые тексты, очень сложно добиться такой же легкости. Взрослые, неважно неграмотные они или образованные, сталкиваются с определенными трудностями при изучении нового текста и вопринимают и понимают буквы довольно медленно, могут делать ошибки, не понимать смысл текста, отказываться от выполнения задания и забывать то, что они уже изучили. "Неофиты" при взгляде на текст часто видят просто набор знаков и огут разобрать только некоторые из них. Им необходимо сознательно активировать процессы чтения и проговаривать каждую букву. Такие трудности перцепции наводят на мысль, что искажения восприятия могут продолжаться десятилетиями. Такой феномен был назван "neoliteral adult dislexia" (NAD) и, возможно, не был подробно исследован из-за того, что у немногих взрослых образованных людей появляется необходимость изучать новые тексты, а также еще и потому, что часто неграмотность взрослых списывают на социальные причины. Кроме того, ученые, занимающиеся перцептивным обучением, часто используют более простые стимулы. Автоматизм восприятия нотной грамотности или управления воздушным движением может отражать схожие возрастные трудности обучения. Такие проблемы могут быть обусловлены ограничениями зрительной кратковременной памяти, зрительных областей вследствие проблем с развитием головного мозга. в этом случае можно сказать, что трудности взрослых имеют нелингвистический характер. Таким образом, взрослый просто не может расшифровать символы за небольшой промежуток времени, чтобы понять смысл текста, и вынужден сознательно концентрироваться на тексте при значительных усилиях в его стороны.
Знание языка позволяет предсказать вероятные слова, когда понимание основывается на нескольких буквенных признаках. Однако такая относительная простота лингвистической идентификации может приводить к ошибкам в чтении. Эти симптомы перекликаются с описанием дилексии. Определенные отклонения от нормы могут появиться в подростковом возрасте и усугубиться в зрелом. Некоторым взрослым удается овладеть чтением на лучшем уровне, чем другим. Акторы предполагают, что изучение текстов в более позднем возрасте может приводить к худшим результатам, несмотря на то, что данные, подтверждающие это предположение, отсутствуют. Отсутствие данных и исследований затрудняет разработку эффективных мер вмешательства.
Для исследования феномена в данной публикации объединен ряд идей нейрокогнитивных исследований, последствия и правовые аспекты. Авторы выдвигают гипотезу о том, что после 19 лет все люди приобретают черты дислексиков по отношению к новым алфавитам и что способность читать новые алфавиты снижается с возрастом. Ими делается выводы, что NAD может частично обуславливать сложности с освоением программ по обеспечению грамотности взрослых.
Источник: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000368404