• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Заседании Комитета ОЭСР по экологической политике

В 13-14 февраля 2019 года состоялось Заседание Комитета по экологической политике ОЭСР (КЭП), в котором принял участие эксперт НИУ ВШЭ Терентьев Андрей Анатольевич.

На заседании оценивалась роль ОЭСР в подготовке к встречам «Большой семерки» и «Большой двадцатки», а также предстоящей встречи ОЭСР на уровне министров.

По мнению участников, ОЭСР вносит большой вклад в подготовку к встречам G7 и G20. Например, ряд вопросов, связанных с экологическими аспектами будут рассмотрены в ходе Сессии Совета управляющих ЮНЕП в марте 2019 года. На этом заседании делегацией Японии будет представлен документ по участию стран ОЭСР в деятельности Большой двадцатки, в то время как Франция представит документ, содержащий амбициозную программу по экономике биоразнообразия. Представитель Франции отметила большую вероятность принятия на заседании Совета управляющих ЮНЕП обязательств Большой семерки в области охраны окружающей среды. Представитель экономического отдела ЮНЕП (Париж, Франция) проинформировал участников встречи о деятельности в области экономических аспектов управления химическими веществами и достигнутой увязкой этой работы с деятельностью комитета ОЭСР по химии (в рамках программы SAICM). Он также рассказал о взаимодействии ЮНЕП и ОЭСР в рамках международной панели по ресурсам в области эффективности их использования.

На заседании также были представлены результаты Обзора подхода Индонезии в области «зеленого» роста».С презентациями по данному вопросу выступили представители Индонезии и начальник отдела «зеленого» роста Экологического директората ОЭСР г-жа Натали Гиро. Она рассказала об основных экологических составляющих экономики Индонезии и достижениях страны в области «зеленого» роста. Согласно оценке ОЭСР экономика Индонезии характеризуется энергетическим балансом, основанным на использовании ископаемого топлива, ростом выбросов парниковых газов при определенном развитии системы экологического налогообложения, при этом страна достигла значительных успехов в борьбе с «вредными» субсидиями в области использования ископаемого топлива. Значительными темпами растет потребление возобновляемой энергии, но необходимы дополнительные усилия, чтобы достичь цели в 23% в энергобалансе. Политика «зеленого» роста значительно снизила темпы обезлесения в Индонезии (на 56% с 2015 года). Согласно оценке ОЭСР Индонезия значительно продвинулась на пути к «зеленому» росту. Страна использует комплексную систему мер по борьбе с изменением климата, разработав специальный план по углероду и выделив целевое финансирование на соответствующие меры. Страна также выпустила «зеленые» акции для повышения сбора средств от экологических налогов.

С презентацией на тему деятельности ОЭСР в области охраны морской среды в глобальном масштабе выступил заместитель директора Экологического директората ОЭСР, Г-н Энтони Кокс. Он рассказал о том, что в работе по обеспечению обоснованного использования и устойчивого развития экономики океанов в ОЭСР участвуют четыре директората, Международное энергетическое агентство и Международный транспортный форум. Так, Директорат ОЭСР по науке и технологиям ведет работу в рамках Рабочей группы по экономике океанов и морей, решая, в первую очередь, вопросы, связанные с судостроением.

Согласно оценкам ОЭСР объем оборота промышленности, связанной с океанами и морями, вырастет к 2030 году вдвое, составив около 3 триллионов долларов США. Среди основных тем в данной области можно отметить форсайт океанской индустрии и проведение экономических оценок, создание сетей знаний и инноваций в области экономики океанов, экономику наблюдений за океанами в государственном секторе, разработку новых показателей науки, технологий и инноваций в области экономики океана, а также проблемы судостроительной промышленности.

Экологический директорат ОЭСР, в свою очередь, занимается такими проблемами, как адаптация к климатическим изменениям прибрежных зон, развитие сети морских и прибрежных охраняемых акваторий и территорий, эвтрофикация и «мертвые» зоны океанов, проблемы морского биоразнообразия, роль пластиков и микропластиков в морской среде.

Одной из важнейших проблем, отмечаемых в глобальном масштабе, является значительное повышение уровня мирового океана, которое к 2100 году может составить до 2 м. Не менее важной проблемой является и борьба с эвтрофикацией и возникновением так называемых «мертвых» зон в океане. Однако, одной из самых неотложных проблем для Мирового океана в последнее время стала проблема стремительного роста загрязнения пластиковым мусором. Этой проблеме ОЭСР вместе со своими партнерами уделяет первостепенное внимание.

Среди уже отмеченных проблем стоит специально остановиться на необходимости выработки адаптационных мер, связанных с реагированием на изменения климата. Это в первую очередь касается прибрежных зон и островов. При этом особое внимание уделяется адаптационным решениям, основанным на естественных, природных мерах. Не меньшее значение страны-члены ОЭСР придают поиску решений проблемы, связанной с подъемом уровня Мирового океана и связанным с этим рисками.

В последние 3-4 года ОЭСР стала уделять внимание вопросам, связанным с безопасностью пластиков в морских, прибрежных и континентальных водных объектах. При этом специальное внимание уделяется проблеме повторного использования пластиков и рациональному обращению с ними.

Отдельным важнейшим  вопросом в сфере деятельности ОЭСР по океанам и морям является проблема сохранения биоразнообразия. В этом аспекте ОЭСР начала разработку нового подхода в области биоразнообразия на период после 2020 года. Ведется разработка целостной системы, включающей цели, показатели оценки как на международном, так и национальном уровнях. Как и ранее особое внимание в данной сфере уделяется вопросам финансирования и экономики биоразнообразия. Специальное внимание Экологический директора ОЭСР уделяет вопросу субсидий, оказывающих негативное воздействие на сохранение биоразнообразия на уровне стран.

С презентацией на тему выполнения Плана действий Большой двадцатки в области борьбы с морским мусором выступила представитель Германии Хайке Имфхофф. К приоритетным областям данного Плана действий отнесены:

- социально-экономические аспекты борьбы с морским мусором;

- предотвращение роста образования отходов и повышение эффективности использования ресурсов;

- рациональное обращение с отходами;

- обеспечение максимально возможной очистки сточных вод и обращение с штормовыми водами;

- повышение осведомленности населения, меры в области образоания и проведение соответствующих научных исследований;

- оказание поддержки мерам в области удаления и обезвреживания мусора;

- вовлечение всех заинтересованных сторон.

С заключительным словом на специальной сессии выступили Генеральный секретарь ОЭСР, г-н Анхель Гурриа и Специальный посол ООН по океанам, г-н Питер Томпсон. Они отметили, что ОЭСР инициировала два новых широкомасштабных проекта – «Пересмотр инноваций в экономике океанов» (Rethinking innovation in Ocean Economy) и «Сети инноваций в экономике океанов» (Ocean economy innovation networks). В качестве важнейшего элемента дальнейшей работы было отмечено Парижское соглашение по климату и обеспечение взаимодействия с другими комитетами ОЭСР.

В рамках заседания КЭП обсуждались также Стратегические ориентиры Программы работ ОЭСР в области охраны окружающей среды на 2019-2020 гг. и вклад КЭП в эту деятельность. Целью данного пункта повестки дня было обсуждение новых и возникающих тематических областей работы и выявление потенциальной роли ОЭСР для оказания поддержки со стороны ОЭСР лицам, принимающим решения. На основании проведенной дискуссии Секретариатом ОЭСР будет разработан ряд обобщающих информационных документов по программе работ, которые будут использованы в ходе следующего заседания КЭП, которое пройдет в сентябре 2019 г.

На данном заседании велась дискуссия с целью выработки стратегического руководства деятельностью рабочих групп, которые будут разрабатывать конкретные предложения. Детализированная программа работ на следующее двухлетие и бюджет будут подготовлены для одобрения делегатами на встрече КЭП в апреле 2020 г.

В ходе обсуждения Российская делегация отметила, что важнейшими тематическими областями для нашей страны являются биоразнообразие и проблемы загрязнения окружающей среды. Участники встречи были проинформированы о выполнении проекта «Экология»,  ориентированного на результаты. Была также представлена информация о создании новых ООПТ, целевых показателях программы. Делегацией была отмечена важность стратегического подхода  ОЭСР, а также необходимость дальнейшего обмена опытом и методами лучшей практики между странами. Российская делегация также отметила необходимость более широкого вовлечения бизнеса и местных органов власти, а также проведения диалога и достижения консенсуса с научными кругами и общественность.

Российской делегацией было подчеркнуто, что ОЭСР в своей работе не должна дублировать деятельность структур ООН, а вести диалог для достижения синергии. Было также отмечено, что наша страна планирует ратификацию Парижского соглашения по климату в целях обеспечения низкоуглеродного развития. Было также предложено определить источники финансирования этой деятельности, например, такие как углеродный налог и др.

 

На заседании оценивалась роль ОЭСР в подготовке к встречам «Большой семерки» и «Большой двадцатки», а также предстоящей встречи ОЭСР на уровне министров.

По мнению участников, ОЭСР вносит большой вклад в подготовку к встречам G7 и G20. Например, ряд вопросов, связанных с экологическими аспектами будут рассмотрены в ходе Сессии Совета управляющих ЮНЕП в марте 2019 года. На этом заседании делегацией Японии будет представлен документ по участию стран ОЭСР в деятельности Большой двадцатки, в то время как Франция представит документ, содержащий амбициозную программу по экономике биоразнообразия. Представитель Франции отметила большую вероятность принятия на заседании Совета управляющих ЮНЕП обязательств Большой семерки в области охраны окружающей среды. Представитель экономического отдела ЮНЕП (Париж, Франция) проинформировал участников встречи о деятельности в области экономических аспектов управления химическими веществами и достигнутой увязкой этой работы с деятельностью комитета ОЭСР по химии (в рамках программы SAICM). Он также рассказал о взаимодействии ЮНЕП и ОЭСР в рамках международной панели по ресурсам в области эффективности их использования.

На заседании также были представлены результаты Обзора подхода Индонезии в области «зеленого» роста». С презентациями по данному вопросу выступили представители Индонезии и начальник отдела «зеленого» роста Экологического директората ОЭСР г-жа Натали Гиро. Она рассказала об основных экологических составляющих экономики Индонезии и достижениях страны в области «зеленого» роста. Согласно оценке ОЭСР экономика Индонезии характеризуется энергетическим балансом, основанным на использовании ископаемого топлива, ростом выбросов парниковых газов при определенном развитии системы экологического налогообложения, при этом страна достигла значительных успехов в борьбе с «вредными» субсидиями в области использования ископаемого топлива. Значительными темпами растет потребление возобновляемой энергии, но необходимы дополнительные усилия, чтобы достичь цели в 23% в энергобалансе. Политика «зеленого» роста значительно снизила темпы обезлесения в Индонезии (на 56% с 2015 года). Согласно оценке ОЭСР Индонезия значительно продвинулась на пути к «зеленому» росту. Страна использует комплексную систему мер по борьбе с изменением климата, разработав специальный план по углероду и выделив целевое финансирование на соответствующие меры. Страна также выпустила «зеленые» акции для повышения сбора средств от экологических налогов.

С презентацией на тему деятельности ОЭСР в области охраны морской среды в глобальном масштабе выступил заместитель директора Экологического директората ОЭСР, Г-н Энтони Кокс. Он рассказал о том, что в работе по обеспечению обоснованного использования и устойчивого развития экономики океанов в ОЭСР участвуют четыре директората, Международное энергетическое агентство и Международный транспортный форум. Так, Директорат ОЭСР по науке и технологиям ведет работу в рамках Рабочей группы по экономике океанов и морей, решая, в первую очередь, вопросы, связанные с судостроением.

Согласно оценкам ОЭСР объем оборота промышленности, связанной с океанами и морями, вырастет к 2030 году вдвое, составив около 3 триллионов долларов США. Среди основных тем в данной области можно отметить форсайт океанской индустрии и проведение экономических оценок, создание сетей знаний и инноваций в области экономики океанов, экономику наблюдений за океанами в государственном секторе, разработку новых показателей науки, технологий и инноваций в области экономики океана, а также проблемы судостроительной промышленности.

Экологический директорат ОЭСР, в свою очередь, занимается такими проблемами, как адаптация к климатическим изменениям прибрежных зон, развитие сети морских и прибрежных охраняемых акваторий и территорий, эвтрофикация и «мертвые» зоны океанов, проблемы морского биоразнообразия, роль пластиков и микропластиков в морской среде.

Одной из важнейших проблем, отмечаемых в глобальном масштабе, является значительное повышение уровня мирового океана, которое к 2100 году может составить до 2 м. Не менее важной проблемой является и борьба с эвтрофикацией и возникновением так называемых «мертвых» зон в океане. Однако, одной из самых неотложных проблем для Мирового океана в последнее время стала проблема стремительного роста загрязнения пластиковым мусором. Этой проблеме ОЭСР вместе со своими партнерами уделяет первостепенное внимание.

Среди уже отмеченных проблем стоит специально остановиться на необходимости выработки адаптационных мер, связанных с реагированием на изменения климата. Это в первую очередь касается прибрежных зон и островов. При этом особое внимание уделяется адаптационным решениям, основанным на естественных, природных мерах. Не меньшее значение страны-члены ОЭСР придают поиску решений проблемы, связанной с подъемом уровня Мирового океана и связанным с этим рисками.

В последние 3-4 года ОЭСР стала уделять внимание вопросам, связанным с безопасностью пластиков в морских, прибрежных и континентальных водных объектах. При этом специальное внимание уделяется проблеме повторного использования пластиков и рациональному обращению с ними.

Отдельным важнейшим  вопросом в сфере деятельности ОЭСР по океанам и морям является проблема сохранения биоразнообразия. В этом аспекте ОЭСР начала разработку нового подхода в области биоразнообразия на период после 2020 года. Ведется разработка целостной системы, включающей цели, показатели оценки как на международном, так и национальном уровнях. Как и ранее особое внимание в данной сфере уделяется вопросам финансирования и экономики биоразнообразия. Специальное внимание Экологический директора ОЭСР уделяет вопросу субсидий, оказывающих негативное воздействие на сохранение биоразнообразия на уровне стран.

С презентацией на тему выполнения Плана действий Большой двадцатки в области борьбы с морским мусором выступила представитель Германии Хайке Имфхофф. К приоритетным областям данного Плана действий отнесены:

- социально-экономические аспекты борьбы с морским мусором;

- предотвращение роста образования отходов и повышение эффективности использования ресурсов;

- рациональное обращение с отходами;

- обеспечение максимально возможной очистки сточных вод и обращение с штормовыми водами;

- повышение осведомленности населения, меры в области образоания и проведение соответствующих научных исследований;

- оказание поддержки мерам в области удаления и обезвреживания мусора;

- вовлечение всех заинтересованных сторон.

С заключительным словом на специальной сессии выступили Генеральный секретарь ОЭСР, г-н Анхель Гурриа и Специальный посол ООН по океанам, г-н Питер Томпсон. Они отметили, что ОЭСР инициировала два новых широкомасштабных проекта – «Пересмотр инноваций в экономике океанов» (RethinkinginnovationinOceanEconomy) и «Сети инноваций в экономике океанов» (Oceaneconomyinnovationnetworks). В качестве важнейшего элемента дальнейшей работы было отмечено Парижское соглашение по климату и обеспечение взаимодействия с другими комитетами ОЭСР.

В рамках заседания КЭП обсуждались также Стратегические ориентиры Программы работ ОЭСР в области охраны окружающей среды на 2019-2020 гг. и вклад КЭП в эту деятельность. Целью данного пункта повестки дня было обсуждение новых и возникающих тематических областей работы и выявление потенциальной роли ОЭСР для оказания поддержки со стороны ОЭСР лицам, принимающим решения. На основании проведенной дискуссии Секретариатом ОЭСР будет разработан ряд обобщающих информационных документов по программе работ, которые будут использованы в ходе следующего заседания КЭП, которое пройдет в сентябре 2019 г.

На данном заседании велась дискуссия с целью выработки стратегического руководства деятельностью рабочих групп, которые будут разрабатывать конкретные предложения. Детализированная программа работ на следующее двухлетие и бюджет будут подготовлены для одобрения делегатами на встрече КЭП в апреле 2020 г.

В ходе обсуждения Российская делегация отметила, что важнейшими тематическими областями для нашей страны являются биоразнообразие и проблемы загрязнения окружающей среды. Участники встречи были проинформированы о выполнении проекта «Экология»,  ориентированного на результаты. Была также представлена информация о создании новых ООПТ, целевых показателях программы. Делегацией была отмечена важность стратегического подхода  ОЭСР, а также необходимость дальнейшего обмена опытом и методами лучшей практики между странами. Российская делегация также отметила необходимость более широкого вовлечения бизнеса и местных органов власти, а также проведения диалога и достижения консенсуса с научными кругами и общественность.

Российской делегацией было подчеркнуто, что ОЭСР в своей работе не должна дублировать деятельность структур ООН, а вести диалог для достижения синергии. Было также отмечено, что наша страна планирует ратификацию Парижского соглашения по климату в целях обеспечения низкоуглеродного развития. Было также предложено определить источники финансирования этой деятельности, например, такие как углеродный налог  др.