• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Исследование социальных и эмоциональных навыков

27-28 марта состоялась Встреча неформального консультационного совета исследования Study of Social and Emotional Skills (SSES), в которой приняла участие эксперт НИУ ВШЭ Екатерина Орел.

Ключевые цели исследования Study of Social and Emotional Skills - предоставить участвующим городам и странам информацию о социальных и эмоциональных навыках учеников; предоставить информацию о том, как помочь студентам развивать социальные и эмоциональные навыки; продемонстрировать, что достоверная, надежная и сопоставимая информация о социальных и эмоциональных навыках может быть получена в различных группах населения и в разных условиях.

Осенью 2018 прошла апробация исследования в 11 странах, и секретариат ОЭСР представил ее краткие результаты. Апробация была направлена на проверку качества исследовательского инструментария и отработку процедуры исследования. Инструмент показал высокий уровень качества (по своим психометрическим свойствам – валидность, надёжность, возможность межстрановых и покогортных сравнений) на всех языках, которые принимали участие в исследовании. По процедуре сбора данных были собраны подробные комментарии, которые будут учтены в рамках основного этапа исследования (октябрь – декабрь 2019).

На встрече результаты были представлены для англоязычной версии, с указанием на то, что переводы показали схожие особенности. В рамках сессии началось обсуждение возможностей, которые каждая шкала даёт для анализа результатов. Цель обсуждения – прийти к общему списку необходимых шкал и принять решение, каким образом снизить нагрузку на учащихся и учителей.

В рамках обсуждения психометрических характеристик контекстных шкал и целесообразности их включения в основное исследование была поставлена задача выявить необходимые контекстные переменные и сократить те, которые не показали нужного уровня качества или целесообразности, чтобы снизить нагрузку на учащихся, учителей и родителей.

Была представлена обратная связь от национальных менеджеров исследования о процедуре проведения апробации - два развернутых сообщения от Канады и Колумбии, а также прошла дискуссия с участием всех остальных, на которой участники делились национальным опытом работы со школами и органами управления образованием, а также привлечения родителей.

Участники встречи заслушали три доклада: представителя Мексики (о национальных образовательных стандартах в сфере социально-эмоционального развития), Всемирного банка (о программах банка по снижению насилия и противодействию буллингу в школах в развивающихся странах) и международного фонда содействия социально-эмоциональному обучению (Швейцария, о деятельности фонда).

С целью снизить нагрузку на участников исследования, было принято решение оставить 15 из 19 социально-эмоциональных навыков. Решение по итоговому списку принималось, исходя из а) психометрических характеристик каждой шкалы; б)взаимосвязи между шкалами (из двух высокоскоррелированных шкал выбиралась одна, чтобы не дублировать информацию), в) предварительным результатам анализа контекстных переменных (каждая шкала должна вносить свой вклад в их объяснение).

По оценкам эксперта, встреча, в основном, была посвящена рабочим вопросам организации основного этапа исследования. В рамках его проведения должна быть проведена большая подготовительная работа, которая требует координации между ОЭСР, контрактором исследования ACER и представителями стран. Таким образом, главными итогами встречи стало утверждение окончательного списка переменных и расписания всех важных шагов в подготовке исследования и в сборе данных. Однако недостаточно внимания было уделено международному отчёту, потому что более полная информация о его содержании существенно помогла бы странам во взаимодействии с национальными органами образования.