• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

171-е заседание Комитета ОЭСР по сельскому хозяйству

28-29 ноября в Париже прошло 171-е заседание Комитета ОЭСР по сельскому хозяйству (CoAg OECD). Директор ИнАгИс НИУ ВШЭ Евгения Викторовна Серова приняла участие в заседании в составе российской делегации.

Комитет по сельскому хозяйству является постоянно действующим органом ОЭСР, предоставляющим платформу странам-членам и странам-партнерам для обсуждения вопросов развития сельского хозяйства, аграрной политики, агропродовольственной торговли и вопросов окружающей среды. Комитет публикует два основных ежегодных доклада – Среднесрочный прогноз агропродовольственных рынков ОЭСР-ФАО (OECD-FAO Agricultural Outlook) и Мониторинг и оценка аграрной политики (Agricultural Policy Monitoring and Evaluation).

Помимо своих ежегодных заседаний Комитет реализует свой мандат посредством проведения регулярных Глобальных аграрных форумов и четырех вспомогательных органов – (i) Рабочая группа по аграрной политике и рынкам, (ii) Совместная рабочая группа по сельскому хозяйству и торговле, (iii) Совместная рабочая группа по сельскому хозяйству и окружающей среде и (iv) Группа по товарным рынкам. Кроме того, Комитет поддерживает две неформальные исследовательские системы – Система анализа данных на уровне сельхозпроизводителей (Farm Level Analysis Network) и Система по продовольственным цепочкам (Food Chain Network). Эти исследовательские системы позволяют Комитету  получать  более детальные данные о функционировании агропродовольственного сектора в странах-членах и в мире в целом.

Комитет осуществляет также деятельность, включающую управление Системой сельскохозяйственных кодов и схем (OECD Agricultural Codes and Schemes), позволяющую гармонизировать документы, инспектирование и тестирование в сфере семеноводства, лесного хозяйства, овоще- и плодоводства, тракторного производства, а также Кооперативной исследовательской программой – Управление биологическими ресурсами для устойчивых сельскохозяйственных систем (Co-operative Research Programme (CRP)-Biological Resource Management for Sustainable Agricultural Systems).

Комитет работает в тесном партнёрстве с  тремя всемирными организациями – ВТО, ФАО и Совет Европы. В его заседаниях помимо стран-членов участвуют страны-члены G20. Совместно с этими партнерами Комитет принимает участие в созданной в 2011 г. по решению G20 Cистеме AMIS – межведомственной платформе по повышению прозрачности продовольственных рынков и снижению рисков  ценовых колебаний на них.

Помимо описанной выше регулярной деятельности по решению стран-членов Комитет готовит ad hoc доклады по отдельным темам своей компетенции или по отдельным странам, в первую очередь по странам G20. 

В апреле 2016 г. прошло заседание Комитета по сельскому хозяйству на министерском уровне, на котором была принята Декларация «Лучшая политика для достижения продуктивных, устойчивых и резистентных глобальных продовольственных систем» (Better Policies to Achieve a Productive, Sustainable and Resilient Global Food System).

Вопросы компетенции Комитета определяют вопросы повестки его заседаний. 171 заседание, состоявшееся в ноябре 2018 г., не являлось исключением. Наряду с вопросами регулярного рассмотрения были также включены два страновых доклада – по Аргентине и по Индии, отчет о реализации последнего Глобального форума, который был посвящен вопросам цифровизации сельского хозяйства и три отчета по реализации положений Декларации Министерской встречи 2016 г.

1.      Основные вопросы заседания Комитета

1.1.Среднесрочный прогноз развития агропродовольственных рынков. Среднесрочный прогноз ОЭСР–ФАО по развитию аграрных рынков на перспективу до 2026 года содержит следующие ключевые выводы:

·        Рост мирового спроса на продовольствие замедлится (исключение составляют молоко, сахар и растительное масло).

·        Ожидается замедление роста производства биотоплива, как важного фактора роста спроса в предыдущий период.

·        Увеличение мировых сборов основных сельскохозяйственных культур будет происходить в основном за счет повышения урожайности.

·        По мере снижения темпов роста спроса рост мировой агропродовольственной торговли тоже замедлится. При этом продолжится концентрация экспорта в незначительном числе стран при довольно диверсифицированном спросе со стороны стран-импортеров.

·        Реальные цены на агропродовольственные товары останутся на текущих уровнях или будут ниже.

·        В России опережающими темпами по сравнению с мировыми будет расти производство масличных, свинины и белковых кормов. В потреблении опережающими темпами будут расти спрос на сыры и растительное масло, а спрос на молоко сократиться. Прогнозируется также, что российский экспорт будет расти опережающими темпами по зерновым культурам, рыбе, растительному маслу и птице.

1.2.Мониторинг и оценка аграрной политики

Основные выводы Мониторинга:

·         Основные меры поддержки сельского хозяйства по 51 рассматриваемой стране – это поддержка сельхозпроизводителей, причем в странах ОЭСР эта доля ниже, чем в странах-нечленах ОЭСР. Из них искажающие меры составляют около половины, а в странах-нечленах ОЭСР – более 60%. При этом доля наиболее искажающих мер в России примерно равна доле таких мер в среднем по ОЭСР, но вдвое выше чем в ЕС.

·        Все большей поддержкой в мире пользуются инновации в аграрном секторе – растут бюджетные инвестиции в аграрную науку. При этом российские государственные инвестиции в аграрную науку исчезающе малы.

·        Другие важнейшие направления аграрной политики (помимо инновативного развития) – это  охрана окружающей среды, безопасность продовольствия и управление рисками.

1.3.Аграрная торговля

Основные выводы доклада Совместной рабочей группы по сельскому хозяйству и торговле:

·        Рост объема аграрной торговли в 2001-2014/16 гг. опережал и рост объемов производства, и рост цен.

·        Экспорт из развитых стран падает и растет из стран со средним и низким доходом.

·        Среднемировые импортные тарифы по агропродовольственным товарам за тот же период сократились на почти 7 процентных пунктов. В то же время резко  растет применение нетарифных мер защиты внутренних рынков. Исследование, тем не менее, показывают, что нетарифные меры не сильно ограничивают  торговлю, а направлены на повышение качества и безопасности продовольствия, что может повысить спрос в странах-импортерах.

·        Глобальные продуктовые цепочки играют все более важную роль в агропродовольственной торговле, когда внутрифирменные поставки становятся торговыми потоками. В этих условиях импортные ограничения играют также и роль экспортных налогов, и в результате имеют смешанное воздействие на торговлю.

·        Сельское хозяйство в цене торгуемой на внешних рынках агропродовольственной продукции составляет только треть, 27% - это национальная переработка и пищевая промышленность, 17% - национальные услуги и 24% - собственно внешнеторговая цена.