• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Комитет по рыболовству ОЭСР: задачи на будущее

19-21 ноября в Париже состоялось 122 сессия комитета ОЭСР по рыболовству, в ходе которой подводились итоги работы двух предыдущих лет и обсуждались планы на будущее. Россию на данном мероприятии на данном мероприятии представляли глава представительства Росрыболовства в Республике Сенегал Михаил Тарасов и  ведущий эксперт Центра ОЭСР-ВШЭ ИСИЭЗ Ольга Демидкина.

Сегодня в центре внимания Комитета по-прежнему находятся вопросы устойчивого развития рыболовной отрасли, включая противодействие незаконному, несообщаемому и нерегулируемому (ННН) промыслу, а также вопросы государственной политики в области рыболовства  - в частности, подходы к субсидированию рыболовной отрасли, входящие в повестку многосторонних торговых переговоров в рамках ВТО.

ОЭСР, ООН, ФАО и другие организации признают принцип устойчивого развития рыболовной отрасли и эффективного использования водных биологических ресурсов в качестве одного из основополагающих положений при управлении рыболовством. Данный принцип включает три компонента: биологический, экономический и социальный. Суть его заключается в том, чтобы обеспечить развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности. Одним из основынх направлений устойчивого развития в рыболовстве является борьба с ННН промыслом.

К ННН промыслу относятся все виды браконьерства, т.е. нелегальной добычи  водных биоресурсов (ВБР). Основные риски, сопряженные с нелегальным рыболовством, связаны с истощением ВБР вследствие нерационального подхода к их использованию, криминализацией рыболовной отрасли и сдерживанием развития легальных компаний, работающих в данной сфере, вследствие серьезной конкуренции со стороны теневого сектора. ННН промысел является глобальной проблемой и практикуется практически во всех акваториях мирового океана, как в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе, так и в открытом море. Борьба с ННН промыслом признана задачей мировой значимости и включена в перечень Целей устойчивого развития (цели 14.4 и 14.6), которые предполагают прекращение ННН-промысла к 2020 году. Доклад ОЭСР по ННН промыслу, представленный на заседании COFI, представляет собой анализ политик по борьбе с ННН промыслом, направленный на выявление «узких мест» в национальных политиках и подготовку соответствующих рекомендаций.  ННН промысел наносит серьезный ущерб экономике Российской Федерации: в ее исключительной экономической зоне и континентальном шельфе периодически ведут ННН промысел иностранные суда под «удобными» флагами других государств. Браконьерским промыслом занимаются и суда под российским флагом, в том числе в территориальном море и морских заповедниках Российской Федерации. В виду масштабности и актуальности проблемы ННН промысла в Российской Федерации представляется целесообразным продолжать анализировать опыт ведущих стран ОЭСР в сфере борьбы с ННН промыслом, имплементируя в российское законодательство наиболее релевантные меры.

В декабре 2017 года в г. Буэнос-Айрес состоялась 11-я Министерская конференция ВТО, в ходе которой была принята программа международных торговых переговоров по изменению правил субсидирования рыболовной отрасли до 2019 года, когда состоится очередная Министерская конференция ВТО. Переговоры направлены на выявление и запрет субсидий, способствующих избыточному вылову (overfishing), перепроизводству (overcapitalization) и ННН промыслу. Задача заключается в идентификации национальных политик, ведущих к избыточному и ННН-промыслу, и Комитет по рыболовству ОЭСР вносит свой вклад в выявление и оценку таких политик на базе модели FishPEM (Fisheries Policy Evaluation Model).  Выводы, содержащиеся в докладе  ОЭСР могут быть интересны и Российской Федерации, которая также должна представить свою позицию по вопросам субсидирования рыболовной отрасли на Министерской конференции в 2019 году.