Исследования и инновации в сфере образования: повестка ОЭСР
15-16 ноября 2018 в Париже состоялось 99-е заседание Управляющего совета Центра по исследованиям и инновациям в образовании ОЭСР. В мероприятии принял участие Сергей Малиновский, заместитель директора Института образования НИУ ВШЭ. В повестке заседания обсуждение текущих и готовящихся к запуску проектов Центра, а также обсуждение среднесрочной стратегии работы Центра.
Ключевыми темами заседания стали детство и благополучие детей (well-being). В частности, был представлен проект «Дети 21 века», который ставит своей целью найти ответы на три вопроса:
· Как влияет изменяющаяся природа детства в 21 веке на роль образования?
· Как учителя и школы могут совместно с родителями и сообществами защитить и наставить детей, при этом позволяя им быть детьми и обучаться, совершая ошибки?
· Каково влияние разных уровней образования, и какое это имеет значение для школьного планирования, инфраструктуры, преподавания и обучения на каждом из уровней?
В сентябре 2018 года стартовала вторая фаза проекта, которая фокусируется на роли в образовании в изменяющемся контексте детства, и как одно влияет на другое. Проект планируется завершить в конце 2020 года выпуском всеобъемлющего доклада. Участие в этом проекте, а также в других проектах ОЭСР, направленных на изучение современного детства и благополучия детей особенно важно для России, учитывая объявленное президентом Десятилетие детства, а также реализуемые правительством национальный проект «Образование» и федеральные проекты «Поддержка семей, имеющих детей», «Современная школа», так как позволит получить информацию и сформировать наиболее полное представление о ключевых вызовах и лучших практиках, связанных с современным детством и государственной политике раннего развития детей.
Тема современного детства и благополучия детей также активно разрабатывается в Институте образования НИУ ВШЭ. В частности, в рамках Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества пройдет организованный Институтом образования, симпозиум, посвященный раннему развитию и благополучию детей.
Важная часть заседания была посвящена подведению итогов предыдущего этапа деятельности Центра по исследованиям и инновациям в образовании. Для проведения полноценного аудита был назначен специальный комитет, который проводит анализ всех мероприятий, проходящих под эгидой Центра, документов, а также проводит опрос членов Центра, высших должностных лиц стран-членов, а также ключевых стейкхолдеров. Оценка проводится по трем критериям: релевантность, эффективность и результативность. Предварительный вариант отчета об аудите работы Центра планируется представить в начале 2019 года. Параллельно идет разработка новой среднесрочной стратегии ОЭСР в области образования, которая должна стать отправной точкой для деятельности всех органов ОЭСР, работающих в сфере образования. Окончательный вариант стратегии планируется принять в апреле 2019 года.
Малиновский Сергей Сергеевич
Институт образования: Заместитель директора