Изменения на рынке труда требуют новой стратегии занятости
Быстроменяющийся окружающий мир требует устойчивости и гибкости от рынка труда, создания такого социального диалога, который позволил бы защитить работников, обеспечить инклюзивность и качество рабочих мест.
В докладе говорится о том, что страны, продвигающие тематики количества, качества и инклюзивности рабочих мест, а именно Дания, Исландия, Норвегия и Швеция, показывают более высокие результаты, нежели те, которые сосредоточены преимущественно на обеспечении гибкости рынка труда. По мнению экспертов ОЭСР, гибкость и адаптивность необходимы для стимулирования создания высококачественных рабочих мест в динамичной среде, при этом выгоды и затраты должны быть справедливо распределены между предприятиями и рабочими.
«Страны должны активизировать свои усилия по адаптации политики и институтов к задачам быстро меняющегося рынка труда», - сказал Генеральный секретарь ОЭСР Анхель Гуррия, презентуя доклад в Париже. «Технологический прогресс, глобализация и демографические изменения создают много новых возможностей, но не для всех. Необходимо особое внимание уделить тем, кто рискует «остаться за бортом» и оказать им поддержку через обучение и образование, проработку трудовой и социальной политики, чтобы помочь каждому добиться успеха», - добавил Гуррия.
Первая Стратегия занятости появилась в 1990-х годах. Акцент в ней был сделан на гибкости в ответ на устойчивую безработицу. В 2000-х годах особое внимание уделялось различным сочетаниям политики обеспечения полной занятости. Новая Стратегия занятости ОЭСР создает всеобъемлющую политическую основу для содействия не только увеличению количества, но и качества рабочих мест, а также созданию более инклюзивного и устойчивого рынка труда. Все это приобретает еще большее значение в свете цифровой трансформации и быстрых технологических изменений. Согласно последним исследованиям ОЭСР, почти половина всех рабочих мест уже подвержена высокому риску автоматизации, либо претерпит значительные изменения в ближайшее время.
В новой Стратегии занятости ОЭСР утверждается, что необходимо переходить от паллиативной (remedial) к превентивной (preventive) программе политики, которая одновременно повысила бы эффективность и обеспечила равенство. Правила установления заработной платы, системы налогообложения и льгот могут быть скомбинированы так, чтобы они защищали работников, а не рабочие места. Необходимо инвестировать в эффективную систему образования и обучения, которая дает рабочим навыки, необходимые работодателям, а также предлагает возможности и стимулы для участия в образовании и обучении на протяжении всей трудовой жизни. Важно отметить значение социальных партнерств, которые играют ключевую роль в содействии обеспечению всеобщей инклюзивности, защите работников и создании эффективных коллективных переговорных систем.
В Стратегии ОЭСР подчеркивается появление различных форм нестандартной работы, включая временные рабочие места и самозанятость. Задача правительств заключается в том, чтобы следовать за инновациями в создании и использовании нестандартных механизмов занятости, избегая при этом злоупотреблений.
Поскольку доля нестандартных форм работы, вероятно, будет увеличиваться, нужно сделать так, чтобы каждый человек имел доступ к системе социальной защиты и подпадал под действие ключевых правил регулирования рынка труда, независимо от контракта или типа занятости. Говорится также о том, что необходимо укреплять принцип равенства возможностей с тем, чтобы социально-экономическое положение не было ключевым фактором успеха на рынке труда, например, посредством целенаправленных вмешательств в течение (до) школьных лет и в процессе перехода от школы к работе.
Источник: http://www.oecd.org/employment/good-jobs-for-all-in-a-changing-world-of-work-9789264308817-en.htm