Парижское соглашение по климату – эксперты подводят итоги спустя три года
С момента подписания Парижского соглашения по изменению климата прошло уже три года, однако результаты, которых добились страны за это время не утешают, а скорее настораживают. Эксперты ОЭСР, ООН и Всемирного Банка опубликовали предварительную версию совместного доклада, в котором оцениваются достигнутые результаты в борьбе с изменением климата.
Даже спустя три года после принятия обязательств в Париже, подавляющее большинство стран не приняли необходимые меры сдерживания растущих рисков для климата. В связи с ростом объема выбросов, правительства должны серьезно подумать о переходе своей экономики на низкоуглеродную модель и прекратить инвестировать в инфраструктуру с интенсивным использованием углерода.
Оказывается, из 180 стран, подписавших Соглашение, всего 9 представили долгосрочные низкоуглеродные стратегии до 2050 года. Более того, ежегодно правительства тратят около половины триллиона долларов на поддержку нефти, угля и газа. Большинство из них до сих пор не сократило свою бюджетную зависимость от доходов от ископаемого топлива. Правительства также не могут обеспечить достаточное финансирование инфраструктуры и инноваций с низким уровнем выбросов для декарбонизации экономики.
Чтобы достичь цели, которая была поставлена в Париже (потепление не более чем на 2 градуса), глобальные выбросы CO2 должны быстро снизиться до нуля или ниже во второй половине века. Несмотря на определенный прогресс в области «зеленого» финансирования - рынок «зеленых» облигаций увеличился на 1000% за пять по результатам 2017 года, а прозрачность в отношении климатического риска улучшилась, многое еще предстоит сделать.
В фокусе внимания стоит инвестирование в инфраструктуру. Согласно результатам анализа, проведенного экспертами ОЭСР – инвестирование в низкоуглеродную инфраструктуру, в сочетании со структурными реформами, может фактически увеличить мировой ВВП на целых 5% к 2050 году. Это произойдет по причине снижения риска ущерба от экстремальных погодных явлений, более того, стоимость перехода от «коричневой» к «зеленой» инфраструктуре будет с лихвой компенсирована экономией топлива. Однако, стимулы перехода к «зеленой» энергии и инфраструктуре во всех секторах остаются слабыми.
Больше внимания необходимо уделить денежной оценке выбросов. Анализ цен на углерод в странах ОЭСР на основе налогов и разрешений на выбросы в 42 странах дает неутешительную картину - 46% глобальных выбросов по-прежнему не оцениваются вообще и только 12% глобальных выбросов оцениваются выше минимального уровня реальных издержек окружающей среды.
Эксперты рекомендуют правительствам сфокусироваться на шести основных направлениях. Во-первых, планирование развития низкоуглеродной инфраструктуры: развитие новых институциональных конфигураций, установление устойчивости в качестве нормы в планировании, стратегическое прогнозирование для мониторинга возникающих социально-экономических и технологических изменений и постоянной корректировки долгосрочных стратегий. Необходимо также внедрять инновации для ускорения перехода на технологии, бизнес-модели и услуги с низким уровнем выбросов. В-третьих, необходимо обратить внимание на обеспечение финансовой (бюджетной) устойчивости: диверсификация государственных доходов для снижения зависимости от ископаемого топлива, использование налогов на выбросы углерода и реформа субсидий на ископаемые виды топлива, прогноз и решение социальных последствий перехода к низкоуглеродной экономике и т.д. В сфере трансформации финансовой системы предлагается реформировать финансовую систему в соответствии с долгосрочными климатическими рисками и возможностями, а также переосмыслить процесс финансирования развития для климата (укрепление стимулов поддержки климата для банков развития, создание «климатических рынков» и т.д). Последнее и очень важное направление – наделение городских правительств полномочиями по созданию низкоуглеродных и устойчивых городских сообществ. Здесь предлагается согласовать национальные и местные фискальные правила с инвестиционными потребностями путем корректировки механизмов заимствований или повышения кредитоспособности городов. Также важно укреплять потенциал, связанный с климатом и проектным финансированием на уровне городов, начиная от разработки долгосрочных стратегий с низким уровнем выбросов для учета риска изменения климата в инфраструктурном планировании и эффективного финансирования сложных инфраструктурных проектов.
В апреле 2016 года Российская Федерация подписала Парижское соглашение по борьбе с глобальным изменением климата. Действия по борьбе с изменением климата отвечают интересам России - по данным Минприроды, потепление в РФ происходит в 2,5 раза быстрее, чем в среднем на Земле. Согласно результатам исследования, проведенного Институтом проблем естественных монополий (ИПЕМ) в 2017 году, даже при среднегодовом росте ВВП на 2% в год, сохранении текущих показателей углеродоемкости экономики и объемов поглощения выбросов лесами к 2030 году, выбросы составят 3123 млн. тонн эквивалента CO2 — что на 6% превышает принятое страной обязательство. По этой причине российскому руководству следует обратить особое внимание на рекомендации международных организаций.
Источник: http://www.oecd.org/environment/cc/climate-futures/synthesis-financing-climate-futures.pdf