Автоматизация рабочих мест: как избежать безработицы и усиления региональной дифференциации?
Автоматизация производства позволяет повысить производительность и создать гибкие условия труда для рабочих в любой местности – от больших городов до сельских территорий. Однако опасения, связанные с последствиями этого процесса для обычных граждан, растут. Возникают вопросы: как много рабочих мест и в какой сфере останется для людей в будущем? не приведет ли это к нарастанию неравенства между регионами внутри страны? Эксперты ОЭСР попытались ответить на эти вопросы и дать рекомендации.
По словам Генерального секретаря ОЭСР Анхеля Гуррия: «Технологические инновации, такие как автоматизация, помогают повысить производительность, создать новые виды деятельности и улучшить жизненные стандарты. Перед нами стоит задача избежать нарастания региональной дифференциации в качестве работы и уровне занятости…Мы должны сконцентрировать свое внимание на улучшении навыков рабочих и эффективности фирм во всех регионах».
Начиная с 2011 года региональные власти многих стран ОЭСР целенаправленно создавали рабочие места с наименьшим риском автоматизации и необходимые для этого условия. Для снижения риска повышалась доля высокообразованных работников (от этого зависит производительность труда), усиливался сектор торговли услугами и развивалась урбанизация. Таким образом, регионы с низкой производительностью труда и высоким уровнем безработицы в наибольшей степени подвержены влиянию автоматизации. В целях минимизации риска автоматизации необходимо инициировать программы развития новых профессиональных навыков, которые, в первую очередь, будут ориентированы на сотрудников профессий с высоким уровнем риска автоматизации, такие как помощники по подготовке пищи или водители грузовиков.
Справка
В странах ОЭСР около 14% видов деятельности подвержены риску автоматизации, около 32% в скором будущем претерпят значительные изменения.
Важным является замечание экспертов ОЭСР о том, что повышение производительности должно идти рука об руку с повышением инклюзивности. Инклюзивность, в данном случае, означает уровень участия рабочей силы в процессе производства. По мере продвижения технологических изменений многие группы людей (особенно длительно безработные, люди с ограниченными возможностями, мигранты) могут быть вытеснены с рынка труда или перемещены на низкооплачиваемую работу. Например, в странах ОЭСР 30% граждан проживают в регионах, где улучшаются оба показателя – производительность и инклюзивность. Однако более половины граждан живет в регионах, где повышение производительности сопровождается снижением инклюзивности. Проблема вовлеченности уязвимых групп может быть решена путем развития программ профессиональной подготовки и стимулирования участия гражданского общества. Социальные предприятия часто позволяют повысить занятость лиц, находящихся в неблагоприятном положении, поэтому необходимо обеспечить их поддержкой, путем обеспечения доступа к финансированию (включая гарантии), к государственным закупкам, субсидиям на занятость и т.д.
В «майском» Указе Президента России от 2018 года поставлена задача по повышению производительности труда, для решения которой планируется реализация региональных программ и повышение производительности на предприятиях-участниках не менее чем на 30%. Важно отметить тот факт, что в национальном проекте внимание также уделено вопросу поддержки занятости населения, поэтому рекомендации ОЭСР и опыт стран-участниц по снижению риска автоматизации и региональной дифференциации, а также поддержанию баланса производительность-инклюзивность, могут быть полезны для решения стратегических задач России.
Источник: http://www.oecd.org/cfe/job-creation-and-local-economic-development-26174979.htm