Финансовая стабильность и внешние инфраструктурные инвестиции в 2018 году
Вопрос о выгодах распространения глобализации и многосторонней системы торговли приобретает все большую актуальность, особенно в условиях нарастания протекционистских тенденций. Эксперты ОЭСР представили набор рекомендаций, нацеленных на стабилизацию мировой финансовой системы и повышение качества, устойчивости и взаимовыгодности внешних инфраструктурных инвестиций (на примере китайской инициативы «Один пояс, один путь»).
Глобальная экономика все еще пытается оправиться после финансового кризиса 2008 года путем проведения регуляторных реформ финансовой системы. Однако, в условиях глобальной взаимозависимости, возникают риски повторения прошлых ошибок ввиду отсутствия изменений в бизнес модели крупных банков, тесно взаимосвязанных между собой. Системные банки глобального значения (G-SIBs) пытались стабилизировать обстановку и поддержать экономическое восстановление после кризиса путем установления низких процентных ставок и увеличения масштабов скупки ценных бумаг. По мере улучшения экономической обстановки руководство Федеральной резервной системы США нормализовало свою политику, центральные банки развитых стран последовали их примеру, что привело к резким колебаниям цен на активы в начале 2018 года.
Внедрение Международного стандарта деятельности банков на мировом рынке капитала Basel III, утвержденного в 2010-2011 годах, позволило укрепить правила регулирования рынка капитала, однако, не привело к окончательному разделению инвестиционных и потребительских банков, что до сих пор остается одним из ключевых источников финансовой нестабильности. В современных условиях важно также учитывать способность Китая управлять рисками, связанными с высокой задолженностью, и заемными средствами в банках, а также контролировать теневой банковский сектор и промышленный капитал. Китай напрямую не подвержен влиянию рисков, связанных с развитыми странами, власти КНР, преимущественно, интересует проблема изъятия акций американских ценных бумаг, что, в свою очередь, также может вызвать проблемы с ликвидностью в развитых экономиках. Доступ к точной информации для оценки финансовой системы Китая ограничен, что создает риски при осуществлении совместных проектов с КНР.
Оценка рисков/выгод инвестирования и участия в международных инфраструктурных проектах: китайская инициатива «Один пояс, один путь»
В условиях повышения роли Китая в мировой экономике и инициации китайскими властями амбициозного инфраструктурного проекта «Один пояс, один путь», одной из ключевых задач которого является повышение взаимосвязанности между развитыми и развивающимися рынками, перед странами ОЭСР и другими участниками проекта стоит задача по оценке выгод и предотвращению рисков участия в проекте, как глобальных, так и национальных (коррупция, угрозы национальной безопасности). Особенно учитывая тот факт, что инвестиции в проект будут, преимущественно, основаны на долговых обязательствах, а сам проект будет реализовываться в сложной бизнес среде.
Эксперты ОЭСР полагают, что стандарты и рекомендации Организации могут помочь в установлении прозрачных «правил игры» при реализации проекта и позволят оценить и минимизировать угрозы как для стран-инвесторов, так и для стран, на чьей территории будут реализовываться инфраструктурные проекты.
Выделяется пять широких областей, повышение согласованности с международными стандартами в которых позволит получить наибольшую выгоду: обеспечение открытости и прозрачности рынка закупок, регулирование деятельности крупных государственных компаний, предотвращение транснациональной коррупции при отборе проектов, оценка экологического воздействия инфраструктурных проектов, обеспечение открытости и прозрачности режима трансграничного инвестирования.
Российская Федерация также активно включается в процесс реализации китайского проекта, выступая при этом страной-реципиентом инвестиций в инфраструктурные проекты. Российскому руководству стоит обратить внимание на рекомендации ОЭСР, учет которых позволит повысить выгоды и снизить риски от участия в проекте.