• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Сценарии развития мировой экономики до 2060 года

Правильный политический выбор, сделанный сегодня, может задать позитивный вектор развития на долгие годы вперед. Эксперты ОЭСР представили новые сценарии долгосрочного развития, в которых иллюстрируются потенциальные выгоды от реформ в области образования, управления, политики на рынке труда и регулирования рынка, последствия которых проявляются десятилетиями.

Долгосрочная модель исследования включает в себя индикацию развития 46 стран: 35 стран-членов ОЭСР, 8 стран G20 (Аргентина, Бразилия, Китай, Индия, Индонезия, Россия, Саудовская Аравия) и три страны-партнера организации (Литва[1], Колумбия и Коста-Рика). В качестве экономического эталона в долгосрочных прогнозах эксперты организации традиционно используют США как пример экономической конвергенции и высокого уровня жизни. По прогнозам ОЭСР, к 2060 году большинство стран-членов максимально приблизятся к американским экономическим стандартам. С учетом текущего экономического контекста интересны прогнозы экспертов по отдельным странам. Например, уровень жизни в Турции, по мнению экспертов организации, к 2060 году может достигнуть 86% от уровня США. Драйверами экономики выступят растущая эффективность труда и благоприятные демографические показатели.

Эксперты ОЭСР рассматривают несколько сценариев развития, иллюстрируя каждый из них соответствующими макроэкономическими индикаторами и обобщающими прогнозами.

В рамках базового сценария, без существенных реформ, темпы роста реального ВВП к 2060 году сократятся с 3,5% до 2% во многом ввиду замедления экономического роста в крупных развивающихся странах. Мировой экономический центр тяжести сместится в сторону Азии, доля стран ОЭСР в мировом доходе сократится до 43% к 2060 году. Для сравнения, в 2000 году она равнялась 72%, а в 2018 годы снизилась до 54%. Уровень жизни (ВВП на душу населения) в странах ОЭСР в ближайшие 40 лет будет расти на 2% в год, а в странах BRIICS(Бразилия, Россия, Индия, Индонезия, Китай и Южная Африка) замедлится, с 6% годового роста, достигнутого за последнее десятилетие, до чуть более 2% к 2060 году. Эксперты подчеркивают, что при оценке жизненных стандартов «на душу населения» нужно учитывать демографические тренды (динамика роста/сокращения численности трудоспособного населения) и производительность труда. Например, сокращение доли трудоспособного населения в странах ОЭСР отнимает 0,25 пункта от ВВП на душу населения, а обратный тренд в странах BRIICS добавляет 0,1 пункта к конечному результату.

Альтернативные сценарии иллюстрируют то, как политические и институциональные реформы могут повысить будущий уровень жизни. По сравнению со странами ОЭСР, государства BRIICS имеют больший нераскрытый потенциал для улучшения уровня управления и образования. Если у этих стран получится приблизиться к средним значениям показателей ОЭСР к 2060 году, уровень жизни будет на 30-50% выше, чем в базовом сценарии. Доведение параметров политики на рынке труда во всех странах ОЭСР до уровня ведущих стран повысит уровень совокупной занятости на 6,5 % к 2040 году, в основном, за счет более высокого уровня занятости молодежи и женщин. В сочетании с реформами, направленными на сдерживание инфляционных расходов на здравоохранение, этот пакет реформ облегчил бы будущее налоговое давление, более чем наполовину уменьшив дополнительные траты, необходимые для стабилизации государственного долга. Подобная ситуация складывается и с расходами на НИОКР, повышение которых до уровня ведущих стран ОЭСР (3,3-3,6% от ВВП) позволит повысить жизненные стандарты на 6%. Привязывание пенсионного возраста к ожидаемой продолжительности жизни, как это уже делают некоторые страны, приведет к повышению совокупного уровня занятости пожилых людей в ОЭСР более чем на 5 % к 2060 году, соответственно повышая уровень жизненных стандартов на 2,5%.

Негативный сценарий иллюстрирует, как отказ от принципов свободы торговли и рост протекционизма, вернет импортные тарифы к средним значениям 1990 года. Последствия могут быть критическими: мировой уровень благосостояния может снизиться на 14% и достигнуть падения до 15-25% в наиболее уязвимых странах LIC (low-income countries).

Касательно России эксперты отмечают хорошие перспективы развития, обусловленные, в том числе, ростом уровня образования. Однако эффективность труда в стране по-прежнему остается одним из самых проблемных индикаторов, непосредственно влияя на качество уровня жизни.

 Источник: https://www.oecd-ilibrary.org/docserver/b4f4e03e-en.pdf?expires=1535962978&id=id&accname=guest&checksum=FDC3577674F2B83D07BB836467704494


[1] Литва стала полноценным членом ОЭСР в июле 2018 года.