Сценарии развития мировой экономики до 2060 года
Правильный политический выбор, сделанный сегодня, может задать позитивный вектор развития на долгие годы вперед. Эксперты ОЭСР представили новые сценарии долгосрочного развития, в которых иллюстрируются потенциальные выгоды от реформ в области образования, управления, политики на рынке труда и регулирования рынка, последствия которых проявляются десятилетиями.
Долгосрочная модель исследования включает в себя индикацию развития 46 стран: 35 стран-членов ОЭСР, 8 стран G20 (Аргентина, Бразилия, Китай, Индия, Индонезия, Россия, Саудовская Аравия) и три страны-партнера организации (Литва[1], Колумбия и Коста-Рика). В качестве экономического эталона в долгосрочных прогнозах эксперты организации традиционно используют США как пример экономической конвергенции и высокого уровня жизни. По прогнозам ОЭСР, к 2060 году большинство стран-членов максимально приблизятся к американским экономическим стандартам. С учетом текущего экономического контекста интересны прогнозы экспертов по отдельным странам. Например, уровень жизни в Турции, по мнению экспертов организации, к 2060 году может достигнуть 86% от уровня США. Драйверами экономики выступят растущая эффективность труда и благоприятные демографические показатели.
Эксперты ОЭСР рассматривают несколько сценариев развития, иллюстрируя каждый из них соответствующими макроэкономическими индикаторами и обобщающими прогнозами.
В рамках базового сценария, без существенных реформ, темпы роста реального ВВП к 2060 году сократятся с 3,5% до 2% во многом ввиду замедления экономического роста в крупных развивающихся странах. Мировой экономический центр тяжести сместится в сторону Азии, доля стран ОЭСР в мировом доходе сократится до 43% к 2060 году. Для сравнения, в 2000 году она равнялась 72%, а в 2018 годы снизилась до 54%. Уровень жизни (ВВП на душу населения) в странах ОЭСР в ближайшие 40 лет будет расти на 2% в год, а в странах BRIICS(Бразилия, Россия, Индия, Индонезия, Китай и Южная Африка) замедлится, с 6% годового роста, достигнутого за последнее десятилетие, до чуть более 2% к 2060 году. Эксперты подчеркивают, что при оценке жизненных стандартов «на душу населения» нужно учитывать демографические тренды (динамика роста/сокращения численности трудоспособного населения) и производительность труда. Например, сокращение доли трудоспособного населения в странах ОЭСР отнимает 0,25 пункта от ВВП на душу населения, а обратный тренд в странах BRIICS добавляет 0,1 пункта к конечному результату.
Альтернативные сценарии иллюстрируют то, как политические и институциональные реформы могут повысить будущий уровень жизни. По сравнению со странами ОЭСР, государства BRIICS имеют больший нераскрытый потенциал для улучшения уровня управления и образования. Если у этих стран получится приблизиться к средним значениям показателей ОЭСР к 2060 году, уровень жизни будет на 30-50% выше, чем в базовом сценарии. Доведение параметров политики на рынке труда во всех странах ОЭСР до уровня ведущих стран повысит уровень совокупной занятости на 6,5 % к 2040 году, в основном, за счет более высокого уровня занятости молодежи и женщин. В сочетании с реформами, направленными на сдерживание инфляционных расходов на здравоохранение, этот пакет реформ облегчил бы будущее налоговое давление, более чем наполовину уменьшив дополнительные траты, необходимые для стабилизации государственного долга. Подобная ситуация складывается и с расходами на НИОКР, повышение которых до уровня ведущих стран ОЭСР (3,3-3,6% от ВВП) позволит повысить жизненные стандарты на 6%. Привязывание пенсионного возраста к ожидаемой продолжительности жизни, как это уже делают некоторые страны, приведет к повышению совокупного уровня занятости пожилых людей в ОЭСР более чем на 5 % к 2060 году, соответственно повышая уровень жизненных стандартов на 2,5%.
Негативный сценарий иллюстрирует, как отказ от принципов свободы торговли и рост протекционизма, вернет импортные тарифы к средним значениям 1990 года. Последствия могут быть критическими: мировой уровень благосостояния может снизиться на 14% и достигнуть падения до 15-25% в наиболее уязвимых странах LIC (low-income countries).
Касательно России эксперты отмечают хорошие перспективы развития, обусловленные, в том числе, ростом уровня образования. Однако эффективность труда в стране по-прежнему остается одним из самых проблемных индикаторов, непосредственно влияя на качество уровня жизни.
[1] Литва стала полноценным членом ОЭСР в июле 2018 года.