Инструментарий ОЭСР по оценке практик государственного регулирования и контроля
По мере стремительного усложнения современной общественной жизни возникает необходимость в создании гибких «правил игры» для граждан, бизнеса, правительства и гражданского общества. Эксперты ОЭСР подготовили набор критериев эффективной регуляторной политики, которые могут помочь госуправленцам, регулирующим органам, заинтересованным сторонам и экспертам оценить уровень развития регуляторной практики и контроля.
Принципы регуляторной практики (regulatory enforcement) и контроля (inspection) были заложены еще в более ранней работе ОЭСР Best Practice Principles for Regulatory Enforcement and Inspections, рассматриваемая работа предлагает простой инструмент оценки уровня развития системы контроля и регуляторной практики в рамках конкретного учреждения или структуры, для определения сильных и слабых сторон, а также потенциальных областей для улучшения. В инструментарии предлагается универсальный и гибкий базис для оценки, при этом, сами эксперты считают, что при его практическом применении обязательно должна учитываться национальная специфика, а также особенности оцениваемой структуры или направления.
Сам процесс оценки институтов контроля и нормативного регулирования является комплексным и включает в себя анализ законодательства, институциональных структур, персонал и регуляторную практику в различных областях, секторах. При этом не все из рассматриваемых критериев могут быть представлены в виде измеряемых индикаторов, поэтому оценка является скорее качественной, чем количественной.
Хорошая система регулирования и контроля должна быть нацелена на предотвращение или смягчение рисков и содействие экономическому процветанию, повышение благосостояния и достижение общественных интересов. Эти цели должны быть достигнуты без чрезмерного увеличения расходов государства и нагрузки для регулируемых субъектов, а также при поддержке различных заинтересованных сторон, чьи интересы часто противоречат друг другу (предприятия, организации гражданского общества и т. д.).
Итак, одиннадцать из двенадцати критериев оценки основаны на принципах регулирования и контроля, каждый из них разделяется на суб-критерии, в рамках которых даются уже более конкретные рекомендации по оценке.
Наибольший интерес представляет двенадцатый критерий - контроль действительности («reality check»), в рамках которого оценивается то, насколько институты регулирования и контроля хорошо выполняют свою функцию.
Что оценивается?
- Регулярность отслеживания деятельности институтов регулирования и контроля на предмет удовлетворенности и доверия (среди субъектов регулирования, граждан, потребителей), экономической эффективности (затраты бюджета, нагрузка на субъекты регулирования) и результативности (безопасность, здоровье, защита окружающей среды).
- Уровень удовлетворенности и доверия заинтересованных сторон. Методы оценки – таргетированные опросы, качественные методы (фокус-группы и т.д.).
- Исполнение функций по защите благополучия граждан и управлению рисками. Ввиду непрямого и ограниченного влияния институтов регулирования и контроля на достижение указанных выше целей оценивается тренд (стабильный/улучшается) с поправкой на фактор внешних шоков.
- Эффективность с точки зрения соотношения социального благосостояния и затрат бюджета/нагрузки для регулируемых субъектов. Необходимо постоянно осуществлять мониторинг уровня нагрузки на государство и регулируемые субъекты, например, при помощи опросов.
Проблема оценки практик регулирования и контроля актуальна для всех государств, поскольку от их успешности зависит эффективность исполнения государственных функций. Изучение методологии ОЭСР по этому вопросу может стать полезным для усовершенствования регуляторных практик в России и проведения структурных реформ, необходимых для достижения темпов экономического роста выше среднемировых и реализации нового майского указа Президента.