Как обеспечить социальную мобильность в современном обществе: рекомендации ОЭСР
Наиболее развитые страны мира сегодня стремятся к обеспечению человекоориентированной модели экономического роста, результатом которого является повышение благополучия граждан. Одним из критериев эффективной экономической политики выступает справедливость и равенство возможностей. Эксперты ОЭСР проанализировали взаимосвязь неравенства и социальной мобильности, а также дали рекомендации по повышению эффективности политики в целях обеспечения равенства возможностей для всех.
В результате первого мирового энергетического кризиса 1973-1974 годов многие семьи в разных странах мира попали в ловушку и застряли внизу социальной лестницы, что значительно осложнило процесс социальной мобильности для последующих поколений. Поэтому стало популярным убеждение о том, что социально-экономическое положение семьи является определяющим для развития человека и может ограничить его социальную мобильность (доступ к образовательным, экономическим и финансовым возможностям), что означает упущенную выгоду для экономики и страны в целом. Уменьшение социальной мобильности ведет к снижению удовлетворенности жизнью, подрыву индивидуальной самооценки, социальной сплоченности, чувства значимости, что может привести к сокращению доверия к системе и демократического участия, усиливая политический экстремизм или популизм.
Социальную мобильность можно рассматривать, с одной стороны, как мобильность между родителями и детьми – мобильность между поколениями (inter-generational mobility), с другой стороны, понятие может подразумевать жизнь одного человека и его возможности – мобильность внутри одного поколения (intra-generational mobility).
Мобильность между поколениями проще проследить – мы живем лучше, чем наши родители и прошлые поколения. Мобильность между поколениями растет, особенно если оценивать ее в долгосрочной перспективе и с точки зрения увеличения дохода, во многом благодаря росту производительности труда. Однако, если в развивающихся странах еще есть большой потенциал для совершенствования, в развитых странах, например, темпы роста производительности замедлились в последнее десятилетие, то же самое и в других сферах – не каждый может или хочет быть доктором наук.
Мобильность внутри поколения, в рамках одной жизненной траектории (или относительная мобильность) можно описать как набор эскалаторов: все поднимаются, но некоторые группы движутся быстрее других и поэтому их относительное положение изменяется со временем (вниз/вверх). Получается, скорость эскалаторов и, следовательно, шансы восходящей или нисходящей мобильности, не равномерно распределены среди населения.
Фактор социально-экономического статуса семьи – негативный («sticky floors») и позитивный («sticky sailings») эффекты
Образование. Низкий уровень образования родителей влияет на образование детей - лишь один из десяти детей из семей с низким уровнем образования получает высшее образование. Дети из семей с высоким уровнем образования демонстрируют более высокие результаты, особенно в области грамотности и числовых навыков.
Профессия. Около трети детей сотрудников физического труда выбирают ту же профессию, кроме того, мобильность данного класса сокращается ввиду ужесточения условий на рынке труда. Половина людей, чьи родители занимают управленческие позиции, также попадают в управленческий класс. При этом менее четверти детей сотрудников физического труда могут стать менеджерами.
Передвижение по лестнице доходов: эффекты «sticky floors» и «sticky sailings»
С 1990-х годов в странах ОЭСР наблюдается общая тенденция к большей устойчивости дохода в нижней и верхней части распределения. Иными словами, сохраняются более низкие шансы переместиться вверх для тех, кто находится внизу (около 40%), и снижаются риски опуститься вниз для тех, кто наверху (около 30%). Более того, увеличение неравенства доходов не было компенсировано повышением мобильности.
Стоит отметить тот факт, что наиболее высокая мобильность по лестнице доходов наблюдается для среднего класса, который имеет не только больше возможностей, но и в большей степени подвержен влиянию рисков – безработица, развод и т.д. Ввиду возрастающего влияния рисков для среднего класса в последние два десятилетия, эксперты ОЭСР выдвигают предположение о том, что средний класс может вовсе исчезнуть.
Перспективы передвижения по лестнице доходов выше в странах с низким уровнем неравенства в доходах, соответственно, ниже в странах с высоким уровнем неравенства.
Что делать?
На основании проведенного исследования среди стран ОЭСР эксперты делают вывод о том, что ключевой задачей национального руководства должно стать повышение мобильности в обществе и защита домохозяйств от воздействия внешних шоков. Важно не только наращивать объем государственной поддержки сфер образования и здравоохранения, но также повышать качество, эффективность и адресный подход принимаемых мер. Необходимо поддерживать и поощрять детей, особенно из малообеспеченных семей, создавая для всех равные возможности для развития и продвижения вверх.
В области образования необходимо обеспечить доступ к высококачественному раннему обучению и воспитанию, а также осуществлять меры по предотвращению выхода из образования.
В области здравоохранения необходимо принимать меры по профилактике негативных последствий проблем со здоровьем (потеря дохода, смена статуса на рынке труда). Важно осуществлять поддержку детей из низких социально-экономических слоев, с целью разорвать цикл передачи негативных черт между поколениями (в качестве примера –всеобщий доступ к медицинскому страхованию).
Семейная политика должна быть нацелена на поддержание баланса в семье, продвижение раннего образования и ухода, предотвращение передачи недостатков семьи ребенку, поддержку родителей на рынке труда.
Наконец, для поощрения социальной мобильности также требуется политика по сокращению регионального неравенства и пространственной сегрегации в городах. Для этого необходимо развивать городское планирование, включая меры по транспорту и жилью, например, политика инклюзивного зонирования.
В целях сокращения влияния последствий волатильности дохода, эксперты ОЭСР советуют развивать механизмы поддержки безработных, осуществлять активную политику на рынке труда и поддерживать переквалификацию. Важно также совершенствовать механизмы перехода из школы на работу, сокращать барьеры для уязвимых слоев, контролировать прозрачность процесса принятия на работу, развивать новые формы занятости и т.д.