Образовательная политика в Японии
Наиболее развитые образовательные системы стран ОЭСР нацелены на обеспечение качества и образовательного равенства. Япония является одной из самых успешных стран-участниц проектов ОЭСР PISA и PIAAC, однако, даже она сталкивается с трудностями. Эксперты ОЭСР подготовили обзор образовательной политики Японии, в котором попытались выяснить сильные и слабые стороны японской системы образования и предложили возможные пути решения проблем.
Современные вызовы, такие как глобализация, экономические, социальные и технологические изменения, оказывают большое влияние на систему образования. Начиная с 1990-х годов в Японии наблюдаются низкие темпы экономического роста, старение населения приводит к сокращению рабочей силы, а рост доли занятых на нерегулярной основе ведет к распространению бедности (в Японии этот показатель один из наиболее высоких среди стран ОЭСР).
Для ответа на эти вызовы японское руководство разработало реформу системы образования, которая частично включена в Национальный план по продвижению образования 2018-2022.
План реформ национальной образовательной программы (National Curriculum reform) включает три основных направления: мотивация к участию в обучении и использованию навыков в повседневной жизни; приобретение знаний и технических навыков; умение думать, делать выводы, самовыражаться.
В системе образования в целом предполагается улучшение навыков преподавания (пересмотр процесса отбора, всесторонняя профессиональная подготовка, реорганизация расписания преподавателей и освобождения времени для обучения).
Образовательная модель Японии основана на холистическом подходе и охватывает когнитивное, социальное и физическое развития ребенка. Школа и классные комнаты воспринимаются как «сообщества», поэтому важной задачей является укрепление школьного сообщества путем вовлечения местных сообществ в процесс обучения детей и реформирования системы управления школой (программа Gakkou – школа как команда). Еще одним из направлений является финансовая поддержка и сокращение затрат на образование семей с низким уровнем дохода, особенно в рамках необязательного образования (раннее образование и третичное образование). Также планируется улучшение доступа к третичному образованию и образованию взрослых через продвижение новых программ для укрепления позиций обучения в течение жизни с учетом старения общества.
В целях трансформации образовательной системы Японии и перехода к модели будущего 2030, эксперты ОЭСР дают некоторые рекомендации по направлениям реализации реформы:
- В области реформирования образовательной программы необходимо адаптировать существующую систему оценки к новой образовательной программе и расширять инвестирование в образование учителей, в частности учителей начальных классов, с целью повышения их способности адаптировать свои практики к новым условиям. При этом важно уделить особое внимание развитию дополнительных навыков, таких как цифровые компетенции и уровень владения иностранными языками
- В рамках укрепления школьного сообщества необходимо сохранить предоставление всестороннего целостного образования путем расширения организации системы школьного образования и партнерских отношений в рамках школьного сообщества. По этому направлению необходимо изучить роль и уровень подготовки руководителей школ в свете целей 2030, а также укреплять взаимоотношения с местными сообществами для продвижения новой программы и облегчения школьной нагрузки учителей. Это позволит уравновесить неравенство между школами и поспособствует предоставлению неакадемических услуг детям, которые сейчас предоставляются через теневую систему образования.
- В сфере непрерывного образования необходимо укреплять практики обучения на протяжении всей жизни и механизмы финансовой поддержки необязательного образования с целью обеспечения равных образовательных возможностей. Для этих целей нужно увеличить объем государственного финансирования раннего развития для малообеспеченных домохозяйств, развивать системы кредитования студентов, а также внедрять инновационные подходы и методы гибкого планирования.
Источник: https://read.oecd-ilibrary.org/education/education-policy-in-japan_9789264302402-en#page20