Математическая грамотность взрослого населения: оценка ОЭСР
Цифровая революция и рост числа рабочих мест в информационном секторе привели к острой необходимости повышения уровня развития математической грамотности сотрудников. В рамках проекта ОЭСР International Assessment of Adult Competencies (PIAAC) был опубликован доклад, в котором оценивается связь между числовыми навыками и числовыми практиками взрослого населения в повседневной жизни и на работе.
По мнению экспертов, математическая грамотность – это способность находить, интерпретировать и передавать математическую информацию для решения жизненных задач. В результате исследования выяснилось, что опытность и интенсивность вовлечения в числовые практики взаимосвязаны между собой. Сотрудники, которые вовлечены в деятельность, связанную с числовыми расчетами, показывают более высокие результаты.
Следует отметить, что не все люди способны вопринимать числовую информацию и использовать ее должным образом. В последних докладах ОЭСР отмечается существенная разница в уровне владения математическими навыками в разных странах, а также на национальном уровне среди взрослого населения (для стран-участниц PIAAC), что влечет пагубные последствия для наименее подготовленных людей, поскольку числовые навыки - это одна из основных характеристик человеческого капитала, которая высоко оценивается на рынке труда. Кроме того, овладение этими навыками связано с другими важными аспектами благополучия отдельного человека, включая здоровье, политическую активность, доверие к другим людям и участие в волонтерской деятельности.
Одной из ключевых задач становится повышение среднего уровня математической грамотности взрослых граждан, для чего необходимо понимать факторы, оказывающие влияние на интенсивность использования математических операций в профессиональной и ежедневной деятельностях.
Во-первых, важным аспектом развития математической грамотности является увеличение количества ситуаций, в которых необходимо использование вычислений. Поэтому важным становится понимание факторов, связанных с разной интенсивностью использования математических аспектов и различиями в уровнях овладения этими навыками. Кроме того, необходимо учитывать то, что степень и частота использования навыка накладывает отпечаток на его на "долгосрочное" развитие, что обуславливает учет индивидуальных и контекстных факторов, оказывающих влияние на интенсивность использования индивидуальных числовых практик и их развитие.
В публикации основной акцент ставится на индивидуальных характеристиках (пол, возраст и другие) и среде (образовательная, профессиональная, повседневная), которые являются факторами интенсивности использования числовых практик и в которых используются навыки счета и математического рассуждения.