«Неустойчивые» государства в 2018 году
За последние три года стало очевидно, что «неустойчивые» страны больше всего отстают в рамках Повестки дня до 2030 года. При этом не все формы неустойчивости попадают в центр общественного внимания. Конфликты, принудительное перемещение, насильственный экстремизм, голод и многие другие факторы могут выступать как в качестве причин, так и в качестве последствий неустойчивости. Поэтому необходимо лучше понимать, предвосхищать и реагировать на ее проявления. Эксперты ОЭСР рассказали о том, как оценить неустойчивость.
Доклад «States of Fragility 2018» освещает ключевые аспекты неустойчивости, подвергая сомнению общепринятые представления и упрощенную категоризацию. В нем говорится о прогрессе, достигнутом государствами на пути к устойчивому развитию. Помимо этого, авторы доклада уделяют внимание целевому финансированию с целью решения проблемы неустойчивости и предлагают более эффективные подходы, учитывающие многомерность проблемы.
Подробнее хотелось бы остановиться на понятии «неустойчивость» и его оценке по методологии ОЭСР.
Экономический рост не является единственным фактором неустойчивости и панацеей от всех проблем. Например, согласно данным доклада, 30 из 58 «неустойчивых» стран в 2018 году оказались со средним уровнем дохода. Это говорит о том, что условия в стране могут быть неустойчивые, но все же обеспечивать экономический рост. Формальные политические институты и вертикаль власти также не являются определяющим фактором, необходимо учитывать горизонтальный уровень (гражданское общество, местные власти). Нужно также обращать внимание на все проявления неустойчивости, а не только на экстремальное. Большое влияние на неустойчивость страны оказывает глобальная среда, однако, особое внимание также нужно уделять проблеме неустойчивости городов.
В своем докладе эксперты ОЭСР оценивают неустойчивость как многонаправленное и измеряемое по уровню интенсивности явление. На первой стадии изучается контекст по каждому из пяти измерений – политическое, экологическое, социальное, экономическое и безопасность. Затем в каждом из них выделяются два принципиальных компонента анализа (PCA), которые, в свою очередь, разделяются на индикаторы риска(например, политический террор) и способности к адаптации (например, право голоса и подотчетность властей). Неустойчивость, таким образом, это высокие риски и низкие способности к адаптации.
Сбор необходимых данных по странам является одной из ключевых проблем в данном случае, ОЭСР удалось получить доступ к информации по 172 странам. По результатам оценки стран формируются кластеры неустойчивости: от 1 (сильная неустойчивость) до 6 (устойчивая страна).
Вопрос устойчивости актуален для любой страны мира, особенно учитывая турбулентность международной обстановки. Россия до сих пор находится в процессе реформирования и движения к стабильному демократическому правовому государству, поэтому постоянная оценка уровня устойчивости поможет минимизировать риски и повысить способность к стабильному развитию.
Ссылка на источник: https://www.oecd-ilibrary.org/docserver/9789264302075-en.pdf?expires=1531991384&id=id&accname=oid008831&checksum=5D8229757338D7AFCB9C072FB8E78C06