Ключевые индикаторы ОЭСР в области раннего образования и воспитания
Воспитание и обучение детей в раннем возрасте (ECEC) закладывает фундамент для будущего развития и благополучия ребенка. Успех этого процесса зависит от качества образовательных услуг. Эксперты ОЭСР подготовили набор индикаторов и рекомендаций для стран в целях усовершенствования программ образования в раннем возрасте.
Согласно данным Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA), дети, которые посещали курсы дошкольного образования хотя бы в течение двух лет, в дальнейшем показывают более высокие результаты. К тому же, развитие дошкольного образования позволяет освободить матерей и раньше включить их в трудовую деятельность.
Эксперты выделяют некоторые тенденции в сфере развития раннего обучения. Например, объем государственного финансирования дошкольного образования растет, при этом власти все больше стремятся перенести эти обязательства на местный уровень. Квалификационные требования к преподавателям в этой области ужесточаются, однако заработная плата все еще ниже, чем в других областях. Универсальный доступ к дошкольному образованию длительностью хотя бы в один год уже стал нормой, в то время как развитие обучения для детей младше трех лет отмечается только в некоторых странах.
В настоящее время более половины стран ОЭСР используют интегрированную систему Воспитания и обучения детей в раннем возрасте (ECEC). В остальных странах система разрознена, за регулирование в области воспитания детей младше трех лет отвечает Министерство по социальным делам, а за обучение остальных отвечает Министерство образования.
Для оценки работы системы ECEC эксперты ОЭСР предлагают использовать четыре типа индикаторов. Первый – контекстуальная информация (юридические права, начальный возраст доступа к образованию, социально-экономический контекст, демографические тренды, изменение структуры семьи и т.д.). Второй тип индикаторов – политические каналы «входа» (финансирование, требования к уровню квалификации педагогического состава, объем рабочего времени и заработная плата педагогов). Третий тип – политические решения (коэффициент зачисления по возрасту, продолжительность дошкольного образования и т.д). И наконец, четвертый тип – политические результаты (взаимосвязь между количеством участников системы раннего воспитания и образования и успешностью обучения на последующих этапах).
Повышение внимания к развитию раннего обучения и образования является одной из мировых тенденции, нацеленных на максимально эффективное и интенсивное развитие человеческого потенциала. Для перехода на инновационный тип развития России необходимо особое внимание уделять развитию человеческого капитала, особенно в раннем возрасте. Использование лучших международных практик в этой области поможет избежать ошибок и позволит создать систему образования, способную отвечать на современные вызовы.
Ссылка на источник: https://www.oecd-ilibrary.org/docserver/9789264276116-en.pdf?expires=1531831630&id=id&accname=oid008831&checksum=7908C4C0484EFCD4206484A78CD1D56A